Войти
A+ A A-

В России готовят очередной затратный нацпроект

29 апреля заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Чернышенко в Координационном центре правительства представлен новый нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Структурно нацпроект состоит из трех федеральных проектов: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма».

Его реализация до 2030 года предполагает затраты из федерального бюджета в сумме 529 млрд рублей, еще 72 млрд - из региональных средств. Планируется также и привлечение внебюджетных частных инвестиций на строительство инфраструктуры. Для выполнения нацпроекта потребуется обширное обновление законодательной базы.

Нацпроект сегодня уже активно обсуждается экспертами, «Каждый вложенный миллиард во внутренний туризм должен принести десять через пять лет и двадцать еще через десять. Именно такой подход необходим к бюджетным инвестициям, так как на Западе, например, экотуризм — целая отрасль на триллионы долларов» считает председатель «Партии Роста» Олег Николаев. В то же время, по его мнению, новый нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» актуален, но запоздал как минимум лет на семь, когда Россия присоединила Крым,

Чтобы реализовать нацпроект потребуется полное обновление Ростуризма, так как сегодня есть большая проблема с реализацией грантов и видения, какой должна быть инфраструктура и философия отечественной рекреации. Как отметил Николаев «В текущих условиях ограничений и закрытия границ необходимы люди с молниеносной реакцией, нацеленные на то, чтобы деньги нацпроекта не только были эффективно освоены, но и произвели вау-эффект на весь отдых в своей стране».

Одновременно другой эксперт из той же партии Лариса Невидайло полагает - чтобы нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» заработал, необходимо сделать его адресным, прозрачным и реальным. «Пока реальных механизмов контроля и оценки эффективности подобных проектов я не видела, а не реализованных, не эффективных примеров достаточно. Как идея с кластерами, например». Провальная с самого начала, она отожрала огромные бюджетные деньги, уплывшие в карманы конкретных чиновников как центральных, так и региональных. Недавнее сообщение Счетной палаты по СКФО никого конкретно не обозначило, лишь озвучило сумму более 70 миллиардов рублей, спущенную в неизвестность. Может кого-то уже взяли за белые ручки, так нет – это в принципе невозможно, учитывая высокие ранги расхитителей бюджета.

Зампред Чернышенко пояснил - нацпроект состоит из трех федеральных проектов: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма». «Главная наша цель - обеспечить возможность качественного и доступного отдыха в России для всех граждан. И прежде всего, для семей с детьми», - подчеркнул зампред правительства. У нас подобные благие намерения заканчиваются лишь расхищением бюджетных средств. А те граждане, семьи, которые живут в достатке и могут позволить себе отдых, путешествия по стране и за рубежом, не нуждаются в предлагаемых проектах.  

В то же время Лариса Невидайло считает, что пандемия заставила рассматривать возможность развития туризм на огромной и разнообразной территории России, оставлять приличные средства внутри страны.

«Стали стремительно появляться проекты разной направленности и разного уровня сервиса. Сейчас наша всеобщая задача поддержать интересные современные и сервисные проекты. Как может поддержать правительство - грантами для конкретных проектов бизнеса, снижением налоговых отчислений, образовательными проектами и контролем уровня безопасности и сервиса (как классификация отелей, пляжей и трасс) для отрасли. Как воздействовать на граждан? История с кэшбеком-отличная. Если в прошлом году, население отнеслось к ней настороженно и недоверчиво, то сейчас спрос на кэшбек растёт. При этом, гость будет голосовать рублем за более эффективные, интересные и комфортные проекты».

По словам этого эксперта, предложения должны предназначаться разным целевым группам: «Если с массовым туристом ещё более-менее ситуация понятна и предложения выстроены, то для требовательных, эксклюзивных туристов предложений явно недостаточно. Семейный, детский, оздоровительный, познавательный, активный, восстанавливающий, событийный туризм… направлений тысячи, территория у нас удивительная, надо только не останавливаться. И научиться упаковывать и предлагать наши продукты. Этого мы пока по большей части не умеем». И никто, добавим, этому не учит в стране.