До конца 2013 года планируется разработать концепцию безопасности курортов Северного Кавказа
- Опубликовано в Туризм
Гендиректор ОАО "Курорты Северного Кавказа" Сергей Верещагин рассказал о происходящих в компании изменениях, проблемах и ближайших перспективах проекта.
— Сергей Викторович, в прошлом году власти Южного федерального округа озвучили идею предоставления Красной Поляне статуса особой экономической зоны, которой должно управлять ОАО "КСК". На какой стадии находится решение этого вопроса?
— Ни Сочи, ни Красная Поляна, ни в целом Олимпийская стройка не входят в зону ответственности ОАО "КСК". Сегодня наша задача — строительство курортов на территории СКФО и курорта Лагонаки в Краснодарском крае и республике Адыгея.
— В последнее время озвучивалась возможность исключения некоторых площадок из проекта создания туркластера.
— Это не так. Мы планируем реализовать все намеченные проекты, закрепленные соответствующим постановлением правительства РФ.
На первом этапе введем три курорта: "Архыз" (КЧР), "Эльбрус-Безенги" (КБР) и "Мамисон" (Северная Осетия). Эти проекты — в наибольшей стадии готовности. После них на очереди — Каспийский прибрежный кластер и всесезонный горно-рекреационный комплекс "Матлас" (Дагестан). Параллельно готовим документацию по "Армхи" и "Цори" (Ингушетия), "Лагонаки" (Краснодарский край и Адыгея), пересчитываем проект создания курорта "Гранд Спа Юца" на Ставрополье.
— Что значит — пересчитываете?
— Особая экономическая зона "Гранд Спа Юца" была создана в 2007 году, и там были совершенно другие задачи, никто не рассматривал эту зону в контексте туркластера. В проект были заложены очень большие затраты на инфраструктуру. Я думаю, что развитие этой зоны будет определяться экономикой. Что там экономически целесообразно, что будет давать максимальный эффект с точки зрения налогов и создания рабочих мест, то и будет реализовано.
В скором времени проведем конкурс, по итогам определим компанию, которая рассчитает параметры курорта "Гранд Спа Юца", исходя из потенциальных затрат, территории, транспортных возможностей и т.д. Все разработки должны быть выполнены до конца года. После этого начнется та же работа, что и по другим курортам, — решение вопросов с землей, инфраструктурой, проектированием, строительством объектов.
— Ранее было озвучено, что вы столкнулись с рядом проблем, доставшихся в наследство от предыдущего руководства компании. В чем они заключаются?
— С моей точки зрения, некоторые решения, которые были приняты по курортам, — странные. Причем не учитывалось мнение специалистов с большим опытом работы, того же совместного российско-французского предприятия (International Caucasus Development, созданного ОАО "КСК" и дочкой Caisse des Depots et Consignations — прим. ред.), российских специалистов. Во главу угла не ставилась экономика процесса, и не задавался вопрос: "А это возможно?".
Я не утверждаю, что сейчас мы все решения пересмотрим. Мы подробно изучаем уже подготовленные документы и технические решения, которые были приняты.
До этапа проектирования мы пока не добрались ни по одному из курортов, за исключением Архыза, первую очередь которого к концу года откроем. По всем остальным курортам готовится основная база документов для начала проектирования.
— Вы сдвигаетесь по срокам из-за того, что сейчас все это пересматриваете?
— Подвижки по срокам неизбежны. С моей точки зрения, изначально были заложены чересчур оптимистичные сроки. Вообще, КСК должна была (по первоначальным планам) до середины этого года завершить все предпроектные работы и в конце 2013 года приступить к активному проектированию. Могу сказать, что проектирование мы сдвигаем минимум на девять месяцев, нам еще надо доработать много документов.
— Дальше все сдвигается также примерно на год?
— Архыз не сдвигается. Он, как и планировали, будет запущен в конце 2013 года. По Мамисону в следующем году начнем строить. Эльбрус-Безенги — это действующий курорт, там тоже в следующем году приступим к строительству.
— Ингушетия в этом году торжественно открыла курорт. Получается, они сейчас строят без вас?
— Тот проект, который сейчас реализован, не окажет особого влияния на наши планы. Это будет просто очередной резидент нашей особой экономической зоны в Ингушетии. Власти региона сейчас оформляют землю, после чего мы начнем все необходимые работы.
— Вы открыли офис в Пятигорске, хотя раньше считалось, что он не нужен.
— ОАО "КСК" зарегистрировано в Пятигорске. И это головной офис. Пока основная часть персонала компании находится в Москве. Сегодня много вопросов необходимо решать на федеральном уровне. В перспективе, по мере открытия курортов, в регионе будет все больше и больше сотрудников. Процесс начался, и около 30 человек у нас уже работают в округе.
— Как отражаются на работе компании следственные действия по возбужденному в отношении бывшего руководителя уголовному делу?
— Никак не отражаются. Те материалы, которые следственные органы у нас запросили, мы им предоставили. Отмечу, что претензии относятся не к компании, а к конкретным лицам.
— Прокомментируйте информацию о том, что аулы Шотода и Ахалчи в Дагестане отказались от переговоров о передаче земель под курорт.
— У нас в Дагестане и в Кабардино-Балкарии есть проблема с землей. Ряд территорий, отведенных под строительство курортов, затрагивают места традиционного хозяйствования местного населения. Очень надеемся на помощь местных властей в проведении разъяснительной работы, ведь эти земли не будут закрыты и обнесены колючей проволокой, никто никого не собирается выгонять с пастбищ.
— Насколько серьезной проблемой это может стать, если люди скажут, что они никуда не уйдут?
— Если с людьми договориться не удастся, мы не будем ничего строить. Нельзя КСК рассматривать как ту компанию, которая решает все вопросы.
Есть компетенция местных органов власти. Если они заинтересованы, чтобы курорт был на их территории, они должны нам помочь. Власти региона должны убедить людей, что курорт нужен, это даст налоги, позволит построить инфраструктуру, школы, дороги, больницы и т.д.
— Власти Адыгеи недавно заявили, что готовы выйти из проекта, потому что затягиваются сроки. Почему они затягиваются, и как вы относитесь к этим громким заявлениям?
— Я не могу отвечать за заявления властей Адыгеи. Если у них есть варианты реализации проекта — пусть реализуют. Если они привлекут компанию, которая станет резидентом ОЭЗ, с удовольствием будем с ней сотрудничать. Пока таких переговоров не проводилось. Также мы не получали официальных писем об отказе в реализации проекта создания курорта Лагонаки ни от Адыгеи, ни от Краснодарского края.
Там очень красивая территория, и очень хороший проект может получиться. Но проблема в том, что курорт затрагивает территорию всемирного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ". КСК в одиночку не решит этот вопрос. Нужно включиться и Минприроды, и властям Адыгеи и Краснодарского края, и муниципалитетам.
Наша задача — построить курорты и при этом оказать минимальное воздействие на окружающей среду, ведь как раз природа Кавказа и есть наша изюминка. Поэтому мы работаем и с Всемирным фондом дикой природы, и с ЮНЕСКО, и с другими природоохранными организациями.
— Ранее вы говорили о важности транспортной инфраструктуры. Но все-таки какая конкретно работа будет вестись в этом направлении и какие наиболее серьезные объекты планируется построить?
— В компетенции КСК находится создание туркластера на территориях особых экономических зон. Все, что вне этих зон, — не наш бюджет и не наша компетенция. Достаточно давно в ФЦП (федеральная целевая программа — прим. ред.) "Юг России", в ФЦП "Развитие транспортной системы России" и в другие ФЦП включаются объекты, которые нам нужны для туркластера. В частности, в рамках ФЦП "Юг России" потрачено уже свыше трех млрд рублей для того, чтобы создать инфраструктуру для проекта Архыз в Карачаево-Черкессии. Дорога, газопровод, линии электропередачи — все это было построено на государственные средства.
Наверно, из самых дорогих на сегодняшний день — вопрос по Мамисону, где расположен каскад Зарамагских ГЭС. Там нужно либо реконструировать тоннель протяженностью около 700 метров, либо построить мост. Есть несколько вариантов решения этого вопроса. Во-первых, через действующие федеральные целевые или государственные программы. Второе возможное решение подразумевает использование средств дорожного фонда. Третье — это отдельное поручение, в соответствии с которым КСК будут выделены дополнительные финансовые ресурсы. В самое ближайшее время мы планируем с Минтрансом обсудить этот вопрос на федеральном уровне.
Я считаю, что мост, конечно, лучше и удобней с точки зрения подъездов. Но он дороже, и, по разным оценкам, будет стоить от семи до десяти миллиардов рублей, а реконструкция тоннеля — в пределах четырех миллиардов. В начале осени должны принять решение.
— Ранее власти округа заявляли о важности проекта дороги Черкесск-Сухум, в том числе для развития горнолыжных курортов. Ваше мнение? И почему проект остановился?
— Я слышал об этом проекте, и, с моей точки зрения, он правильный. Но вопрос не только в экономической целесообразности или в чьем-то желании ее построить. Насколько знаю, очень тяжело идет обсуждение этого вопроса с абхазской стороной, дорога проходит по ряду заповедных мест, есть вопросы безопасности. Но в любом случае для нашего проекта эта дорога не критична.
— Будет ли создан единый бренд Курортов Северного Кавказа?
— Он и сегодня есть. КСК — это зонтичный бренд. В то же время, бренд, например, курорта Мамисон или Матлас может быть другим, что естественно. Многое будет зависеть от инвесторов, которые придут в проект. При этом есть системы, которые, по моему мнению, должны управляться из единого центра. К ним относятся информационная система, безопасность, транспортная логистика и часть инфраструктуры.
— Как будут решены вопросы безопасности? Насколько серьезные затраты потребуются на это направление?
— Пока еще не могу сказать цифры, единую концепцию безопасности мы только заказываем, и должны ее разработать, в соответствии с поручением правительства РФ, до 1 декабря этого года. Вот после этого и определим, сколько потребуется средств на эти цели.
Напомним, ОАО "Курорты Северного Кавказа", реализующее амбициозный проект создания туристического кластера на юге России, в текущем году оказалось в центре общественного внимания из-за ряда скандалов, связанных с бывшим руководством. Новым главой совета директоров стал заместитель полпреда президента РФ в СКФО Максим Быстров, а в мае текущего года в должности гендиректора компании утвердили бывшего замминистра регионального развития Сергея Верещагина, который рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Рудковскому о происходящих в компании изменениях, проблемах и ближайших перспективах проекта.