Великий и неповторимый Сослан Андиев
- Опубликовано в Спорт
Итак, цикл рассказов о футболе завершился. Сегодня я решил начать рассказывать о великих спортсменах этого региона в различных видах спорта. Это будут рассказы как о спортсменах легендах, так и о действующих спортсменах.
Речь идет о Северном Кавказе (правда, это касается всего Кавказа), где, пожалуй, очень популярны силовые виды спорта. Например, тяжёлая атлетика, бокс, каратэ, дзюдо, самбо и так далее. Но лично я считаю, что вне конкуренции на Кавказе это вольная борьба. Пожалуй, только греко-римская (классическая) борьба может с нею конкурировать.
В этой статье я хочу рассказать именно об одном борце такого стиля. Зовут его Сослан Андиев. Одно только перечисление его титулов и наград чего стоит. Но я скажу только, что он дважды (Монреаль, 1976 год и Москва, 1980 год) был олимпийским чемпионом, четырежды чемпионом мира, трижды чемпионом Европы и 6 раз чемпионом Советского Союза.
На ковре его просто боялись, хотя и по росту (почти 2 метра) и по весу (110- 115 кг) он многим уступал. Но был очень резким и быстрым (при таком весе) спортсменом.
Я попытался вспомнить, кого-то из спортсменов (тех, кого я видел сам по телевизору) так боялись (в различных видах спорта), как Сослана. Вспомнил только легендарного кубинского боксера (также тяжелый вес), трехкратного олимпийского чемпиона, Теофилио Стивенсона. От них просто шарахались, не в силах что-либо противопоставить.
Хочу рассказать о двух эпизодах из спортивной жизни этого великого осетинского борца, которого все называли преемником Александра Медведя (3-хкратный олимпийский чемпион, дважды в тяжелом весе до Андиева).
Первый случай произошел с молодым Андиевым в 1973 году, когда он весил «всего» чуть более 100 килограммов, а пришлось бороться против американца Криса Тейлора (220 кг) на кубке мира в 1973 году в городе Толидо. Тогда еще Андиева не боялись, да и как такая махина, вроде Тейлора, могла бояться такого «легковеса-мальчика». Уму непостижимо, как удалось Сослану его свалить, именно свалить, а не бросить или провести какой-то прием.
Кстати, интересен рассказ и Медведя (весил он тогда где-то 120 кг.), который годом раньше в финале олимпийских игр в Мюнхене противостоял Тейлору:
«Вышел я на ковер, а передо мною гора, попытался поднять, да куда уж там, попытался обхватить, а как такую махину обхватишь. Он мне ничего не может сделать, потому что техники нет, а я, потому что «силенок» не хватает. Решил взять хитростью. И когда он отступал, сумел провести подсечку, заработал очко, так и удержал его. На большее, просто сил не было».
А второй случай был в Баку, также против американцев, когда Андиев уже был знаменит, и его панически боялись. Был, если не ошибаюсь, товарищеский матч борцов СССР и США. Андиев просто выбежал на ковер, публика взорвалась аплодисментами. А диктор сказал, что вряд ли поединок долго продлится. И действительно вышел на ковер американец, не прошло и минуты, а он уже был припечатан лопатками к ковру. Туше.
Намик Алимарданов