Местные кланы Дагестана предпочитают не платить за электроэнергию
- Опубликовано в Общество
Накопленные долги Дагестана перед поставщиками энергоресурсов в первую очередь связаны тем фактором, что значительные сегменты электроэнергетики в республике находятся под контролем местных кланов. Именно они оказывали активное сопротивление любым попыткам внешних сил в лице, например, холдинга МРСК «Северный Кавказ» навести порядок в отрасли.
По словам экономического обозревателя портала «Кавказская политика» Николая Проценко.: «Самым нашумевшим эпизодом стало затянувшееся противостояние между экс-мэром Махачкалы Саидом Амировым и бывшим гендиректором компании «МРСК Северного Кавказа» Магомедом Каитовым. Как только Каитов отдавал распоряжение обесточить Махачкалу из-за огромных долгов, как тут же на подстанциях появлялись крепкие дагестанские парни и восстанавливали энергоснабжение. Одним из результатов этого конфликта стало то, что махачкалинские городские сети были приватизированы окружением Амирова, а заодно под его контролем оказались также Водоканал и теплосети Махачкалы».
Установленный кланами контроль над энергетическими активами, позволяет безнаказанно заниматься воровством электроэнергии, при этом списывая украденные киловатты на потери в сетях. По этой причине энергокомпании терпят огромные убытки. Вдобавок низкий уровень платежей за электроэнергию сводит на нет их возможности для своевременного ремонта и модернизации инфраструктуры. В итоге сети все более приходят в ветхое состояние, что также сильно влияет на рост потерь.
Через некоторый отрезок времени после ареста Саида Амирова за наведение порядка в дагестанской энергетике взялись власти республики во главе с Рамазаном Абдулатиповым, отмечает эксперт. В частности была реализована инициатива Абдулатипова по созданию в середине 2015 года новой структуры - Дагестанской сетевой компании (ДСК), вокруг которой планировалось объединить мелкие сети республики.
Но уже первые итоги нескольких месяцев работы показали огромные убытки и долги, вызванные все теми же проблемами - большим количеством потерь и неплатежами. Одновременно резкое ухудшение финансового положения наметилось в сбытовом сегменте - на грани банкротства оказалась Дагестанская энергосбытовая компания (ДЭСК), ставшая объектом затяжной клановой борьбы.
Как отметил Проценко: «В прошлом году холдинг «Россети» продемонстрировал политическую волю, инициировав смену руководства в ДЭСК, во главе которой впервые встал не дагестанец, а также кадровую чистку в ДСК. Сразу же после разгромного совещания с участием главы «Россетей» Олега Бударгина там полетели головы начальства среднего уровня, а затем был вынужден сложить полномочия и гендиректор ДСК Гимбат Гимбатов, который считался ставленником Рамазана Абдулатипова. Наконец, вполне реальные угрозы прозвучали со стороны вице-премьера Александра Хлопонина, который заявил, что состояние платежной дисциплины в сфере ЖКХ будет одним из критериев принятия решений об эффективности властей в регионах Северного Кавказа». Однако пока дальше угроз дело не дошло.
Для сведения, на 1 января 2017 года Дагестан задолжал поставщикам электроэнергии свыше 19 млрд рублей и уверенно лидирует по долгам среди регионов России. На крупных предприятиях республики долг достигает более полумиллиарда рублей.