Войти
A+ A A-

Чиновники СКФО воруют, даже зная, что за ними придут

Обсуждая проблему коррумпированности чиновников в СКФО, обычно приводят примеры тотальной коррупции в Дагестане. Однако с некоторым пояснением - на день сегодняшний она перестала быть тотальной, чему, в основном, способствовала череда громких арестов крупных республиканских чиновников.

В то же время говорить о полной победе над коррупционной преступностью преждевременно, поскольку в этом вопросе все еще остаются системные проблемы, Этот фактор был отмечен дагестанским политологом Ханжаном Курбановым.

Что касается уровня коррупционной преступности в России за 2019 год, по данным Генпрокуратуры он составил 21,1 правонарушения на 100 тыс. населения. Подготовленный ведомством список наиболее коррупционных регионов страны за прошлый год возглавили Мордовия, Чувашия и Камчатский край. Причём Дагестан даже не попал в первую десятку антилидеров.

Как полагает эксперт: «Безусловно, уровень коррупции в Дагестане за последние пять лет медленно, но верно идет вниз. Последние аресты крупных деятелей политики поспособствовали этому, но определенная системная коррупция осталась. Например, есть должности, которые по-прежнему, по моей информации, все также продаются и покупаются. Поэтому говорить однозначно, что мы выкорчевали эту проблему, нельзя».

Курбанов считает положительными изменения, связанные с тем, что за последние несколько лет в Дагестане во многих органах государственной власти и местного самоуправления сменились руководители. Но также по его словам, в министерствах и ведомствах ещё остались «хранители коррупционной системы» - чиновники ниже рангом. «Мы не можем сейчас сказать, что коррупция в Дагестане тотальная. Вот эта тотальная пленка снята. Но в каких-то глубинных, грунтовых частях дагестанского социально-политического тела коррупция осталась».

Масштабные антикоррупционные мероприятия стартовали в Дагестане с приходом в сентябре 2017 года к власти в республике Владимира Васильева. Пиком этой деятельности стал 2018 год, когда среди прочих представителей власти арестовали и. о. председателя правительства региона Абдусамада Гамидова.

Х. Курбанов уверяет, что проведенные аресты вразумили не всех местных чиновников, более того, некоторых не страшит перспектива отправиться за решетку на несколько лет. «Эти громкие аресты не слишком-то и напугали, как я вижу, наших «славных» коррупционеров. Нет страха, что вот сейчас придут и арестуют. Есть те, кто ворует, даже зная, что за ними придут. Более того, они даже готовы отсидеть два-три года, но зато у них жилплощадь в Дубае, счета в швейцарских банках, деньги в офшорах…».

Эксперт подчеркнул - в Дагестане распространено стремление заполучить красивую жизнь любой ценой. Оно проявляется в том, чтобы для себя и своей семьи создать наилучшие условия: лучшая свадьба, лучшая жилплощадь, лучший автомобиль. «Поэтому, - продолжил эксперт,- я не могу называть уровень коррупции в регионе высоким или низким, я бы назвал это феноменом «спящей коррупции», который есть всегда».

Ранее и другой дагестанский политолог Эдуард Уразаев отметил снижение общего уровня коррупции в Дагестане в последние годы. Вместе с тем, по его словам, «ряд коррупционных дел, пришедших уже на период правления нынешнего главы Владимира Васильева, показывает веру многих чиновников и возможность откупиться».

Что касается других регионов СКФО, здесь уровень коррупции может и пониже, чем в Дагестане, но это также вполне обосновано низким уровнем выявляемости преступлений коррупционного характера. В том же Ставропольском крае в списке уголовников по коррупционным статьям несколько министров, два полпреда губернатора, мэры нескольких городов - и этот список не заканчивается.