Войти
A+ A A-

В новой макроструктуре полномочия регионов могут ограничить

15 февраля 2019 года Правительством РФ утверждена Стратегия пространственного развития страны до 2025 года, основное предназначение которой поделить пространство России на 12 макрорегионов.

Тему развития межрегиональных связей в последние годы активно обсуждают на уровне губернаторов, однако качественного прорыва в этом направлении достигнуто не было. И вот предпринято на уровне центра новое деление на 12 макрорегионов, которое позволит правительству реализовывать более масштабные межрегиональные проекты на новой платформе.

Как полагает руководитель АНО «Институт региональной экспертизы» Дмитрий Михайличенко: «В то же время новая нарезка (имеющая прямые аналогии в опыте управления народным хозяйством в РСФСР) не увеличивает полномочия регионов, а, наоборот, скорее, ограничивает их. То есть инициатива вписывается в логику сверхцентрализации, которая, на мой взгляд, неэффективна. Все ресурсы концентрируются в центре, а регионы выступают в лучшем случае лишь объектом воздействия». Настораживает эксперта и такое понятие Стратегии - как «заброшенные территории». Он высказал опасение, что согласно этому понятию облегчается возможность крупным гигантам, типа «Мираторг», возможность входить в регионы. Если это замедлит развитие АПК в регионах, то опасение вполне оправдано.

В то же время, по мнению Михайличенко: «Среди возможных положительных аспектов я вижу потенциал для строительства межрегиональных дорог. Впрочем, и до этой нарезки препятствий для строительства дорог в регионах России не было. Скорее, здесь требуются ресурсы, эффективный контроль над ними и политическая воля».

О чём умолчал эксперт, так это дальнейшее разрастание чиновничьего аппарата на уровень макрорегионов, придание новому аппарату распределительных функций и сопровождающая этот фактор тотальная коррупция под эгидой центрального правительственного аппарата.