В новой макроструктуре полномочия регионов могут ограничить
- Опубликовано в Политика
15 февраля 2019 года Правительством РФ утверждена Стратегия пространственного развития страны до 2025 года, основное предназначение которой поделить пространство России на 12 макрорегионов.
Тему развития межрегиональных связей в последние годы активно обсуждают на уровне губернаторов, однако качественного прорыва в этом направлении достигнуто не было. И вот предпринято на уровне центра новое деление на 12 макрорегионов, которое позволит правительству реализовывать более масштабные межрегиональные проекты на новой платформе.
Как полагает руководитель АНО «Институт региональной экспертизы» Дмитрий Михайличенко: «В то же время новая нарезка (имеющая прямые аналогии в опыте управления народным хозяйством в РСФСР) не увеличивает полномочия регионов, а, наоборот, скорее, ограничивает их. То есть инициатива вписывается в логику сверхцентрализации, которая, на мой взгляд, неэффективна. Все ресурсы концентрируются в центре, а регионы выступают в лучшем случае лишь объектом воздействия». Настораживает эксперта и такое понятие Стратегии - как «заброшенные территории». Он высказал опасение, что согласно этому понятию облегчается возможность крупным гигантам, типа «Мираторг», возможность входить в регионы. Если это замедлит развитие АПК в регионах, то опасение вполне оправдано.
В то же время, по мнению Михайличенко: «Среди возможных положительных аспектов я вижу потенциал для строительства межрегиональных дорог. Впрочем, и до этой нарезки препятствий для строительства дорог в регионах России не было. Скорее, здесь требуются ресурсы, эффективный контроль над ними и политическая воля».
О чём умолчал эксперт, так это дальнейшее разрастание чиновничьего аппарата на уровень макрорегионов, придание новому аппарату распределительных функций и сопровождающая этот фактор тотальная коррупция под эгидой центрального правительственного аппарата.