В Дагестане сформирован оппозиционный электорат против ЕР
- Опубликовано в Политика
В Дагестане, опиравшаяся на официальное духовенство и их сторонников партия «Народ против коррупции» отказалась от участия в выборах в парламент, а симпатизировавший партии электорат поддержит оппозиционные силы. Данное мнение высказано дагестанским политологом Альбертом Эседовым.
Эксперт полагает, что сегодня в республике сохраняется значительный по численности оппозиционный электорат, который был настроен голосовать за партию, как представляющую значительную угрозу интересам «Единой России» на выборах. Сегодня реальной оппозиционной партией в Дагестане, по мнению Эседова, является лишь партия «Родина». Для другой же части сторонников партии «Народ против коррупции», если по каким-либо причинам не устроит «Родина», остается проигнорировать выборы. Что в большей степени послужит именно интересам ЕР.
В целом появление на политической арене Дагестана такой силы, как опирающаяся на духовенство партия «Народ против коррупции», эксперт расценивает положительно. В этой связи он заявил: «Долгое время достаточно большое количество граждан, причисляющих себя к практикующим мусульманам, оставалась за бортом выборов. Они не выдвигались и не горели желанием участвовать в процедуре голосования. Получалось так, что кто-то внушал им, что это дело неких светских людей, а их удел - не вмешиваться. Потом оказалось, что им можно участвовать в выборах, а вот теперь снова нельзя. Досадно, что так получилось, потому что любой гражданин вне зависимости от национальности и вероисповедания имеет право участвовать в выборах».
Касаясь сообщений о давлении на сторонников партии, политолог отметил, что такими фактами он не располагает. По крайней мере, этого не заявлено ни одним из кандидатов или сторонников партии. А разговоры об оказанном давлении со стороны властей появились уже после того, как в партии НПК приняли решение не участвовать в выборах. Что ж отказ от борьбы свидетельствует в пользу противника!
Для сведения, партия «Народ против коррупции», в Дагестане связывается с влиянием муфтията республики, в апреле этого года было заявлено, что она примет участие в выборах в Народное собрание республики и в Государственную думу РФ. В числе кандидатов от партии был назван заместитель муфтия республики Магомедрасул Саадуев, сын убитого в 2012 году шейха Саида-Афанди - Абдула Ацаев, бывший имам Казбековского района Дагестана Казим Темирбулатов и другие. А 21 июля партия вдруг заявила, что отказывается от участия в выборах. При этом главной причиной отказу партийцы назвали давление на них, оказываемое со стороны руководства республики.
Если обратиться к моменту создания этого объединения, то с самого своего зарождения партии «Народ против коррупции» пришлось испытать давление со стороны представителей власти республики. Данное мнение высказано 22 июля политическим обозревателем газеты «Черновик» Магомедом Магомедовым.
Эксперт отмечает, что давление выражалось не только прозрачными намёками главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который считает деятельность партии ненужной, идущей вразрез с его политикой. Опора партии на официальное духовенство республики, хоть последние это отрицают, вызвала эффект возрождения народной силы, полагает Магомедов. Ведь именно духовные лидеры и близкие им молодежные авторитеты в республике способны мобилизовать народные массы.
По оценке политолога: «Традиционно, несмотря на официальные данные, дагестанские выборы проходят при низкой явке населения, а результат выборов (особенно, если это касается выборов в НС РД, Госдуму или президента России) формируется в кабинетах администрации главы РД. При таких подходах к выборам, их примерные результаты, как правило, уже известны заранее. Механизм прост: основные партии договариваются между собой о будущем распределении мандатов и согласовании результатов выборов. Появление партии «Народ против коррупции» (НПК), причём на фоне небольшого конфликта главы региона с муфтиятом, показало, что эта партия - некий внесистемный проект, способный поломать договоренности основных партий. НПК, совместно с другими внесистемными (не оппозиционными) партиями, могла обеспечить реальную высокую явку населения на выборы, контроль и чистоту избирательного процесса и подсчёта голосов».
Магомедов убежден, что именно этот фактор стал причиной тому, почему на партию оказывалось сильное административное давление. В то же время первым, как это ни странно звучит, сдалось духовенство - выводом из рядов НПК Магомедрасула Саадуева.
Как заявил эксперт: «Вполне возможно, тут сыграли роль и какие-то договорённости между руководством РД и муфтиятом. Оставшиеся в НПК молодежные и гражданские активисты, лидеры намеревались продолжить политическую борьбу, но не выдержали силового давления (к административному давлению, судя по официальным сообщениям НПК, подключились и силовики)».
Однако в дальнейшей перспективе, у партии остается мощный ресурс, который предполагается направить в поддержку кандидатов в депутаты Госдумы, считает Магомедов. По его словам, это сохраняет шанс для НПК послужить мощной союзнической силой другим внесистемным партиям на выборах. Даже при формальном участии партии в выборах вполне возможно осуществление контроля прозрачности избирательного процесса, подсчета голосов и т.п. Кроме этого, партия может рекомендовать своему электорату - кого поддерживать на будущих выборах.
Эседов сообщил, что в оставшееся до 18 сентября время вполне реально развитие сценария, по которому следует ожидать усиления административного давления и на другие внесистемные партии (к примеру, на «Родину»). А на выборах - ставшие традиционными в Дагестане переписывания протоколов и результатов, далекие от сегодняшней реальности.