Войти
A+ A A-

Радикальные настроения на Кавказе порождаются коррупцией

Неправительственная организация Международная кризисная группа опубликовала 7 июля очередной, третий по счёту, доклад, продолживший анализ ситуации на Северном Кавказе. Названы и основные причины продолжающегося конфликта.

Некоторые выводы доклада - бесспорны, с некоторыми трудно согласиться, но в целом это очередной призыв к действию, в основном к российским властям. По мнению авторов - российских правозащитниц Екатерины Сокирянской и Варвары Пахоменко, конфликт на Северном Кавказе, длящийся уже в течение двух десятилетий и являющийся одним из самых кровопролитных в Европе, может перерасти в новую стадию.

В своем первом докладе "Северный Кавказ: Сложности интеграции (I), этничность и конфликт", посвященном роли этнического фактора в общей напряженности на Северном Кавказе, авторами рассматривался в основном чеченский конфликт. Анализировались события обеих войн, ситуация между войнами и нынешнее положение в республике. Отдельная глава содержала описание других этнических конфликтов: осетино-ингушского, ситуации вокруг восстановления Ауховского района в Дагестане, земельных конфликтов в Кабардино-Балкарии. Авторы доклада не без основания тогда и сегодня полагают, «что очень напряженная ситуация складывается в Ставропольском крае, это связано с трудовой миграцией из северокавказских республик и столкновениями с русским населением».

Анализу авторов подвергнута и роль возрождения национальных движений. Приводится ряд примеров тому, как организуются этнические группы в Дагестане, в Карачаево-Черкесии, отдельный раздел посвящен казакам, в последнее время требующим признания себя отдельной этнической группой. И хотя в этом разделе не утверждается наличие открытого конфликта, но это проблема, которая может привести к обострению, - полагает Варвара Пахоменко.

Во втором докладе "Северный Кавказ: Сложности интеграции (II), исламский фактор, вооруженное подполье и борьба с ним" исследователи посчитали необходимым сосредоточиться на вопросах ислама: внутриконфессиональном конфликте, росте популярности салафитского ислама в регионе за последние два десятилетия. Отдельной главой подчеркивается значимость вооруженного подполья, и далее две главы рассказывают о силовых и мягких методах борьбы с ним со стороны государства.

И, наконец, в своем третьем, как авторы полагают, заключительном докладе, рассмотрены вопросы качества государственного управления в регионе, работа различных социальных институтов (медицина, образование), избирательный процесс. Как подчеркнула Пахоменко, "Отдельный раздел посвящен экономике региона: что из себя представляет реальная экономика, как сказываются на ситуации инвестиции, приходящие в регион, как реализуются федеральные программы. Одна из глав посвящена вопросам верховенства права, потому что мы считаем несоблюдение, нарушение прав человека одной из серьезных причин нестабильности в регионе".

В спорах о методологии их деятельности, эксперты Международной кризисной группы (ICG) поясняют, что свои доклады готовят на основе полевых исследований во всех республиках Северного Кавказа, используя интервью с официальными властями, представителями НКО, активистами национальных движений, обычными людьми, экспертами по различным вопросам, на изучении книг и публикаций по теме.

Что представляет собой данное НКО?  Вот только некоторые выдержки из интервью директора европейской программы Международной кризисной группы (ICG) Сабин Фрейзер: "В течение нескольких лет наша организация хотела возобновить работу на Северном Кавказе, прерванную в 1995 году после похищения в Чечне одного из наших основателей - Фреда Куни. Понятно, что членам правления и руководству ICG было не просто принять это решение. С 2004 года мы работаем по Южному Кавказу, и в последние пару лет начали работать по Северному Кавказу (с 2010 года, примечание автора)".

Касаясь финансирования организации, Фрейзер заявила, что «примерно половина средств идет от правительств западных и других стран, значительная часть – от крупных европейских и американских фондов и примерно 20% – от частных доноров. Мы никогда не пишем доклады по заказу отдельных правительств относительно каких-то отдельных конфликтов, - отметила представитель ICG. - У нас около 40 офисов во всем мире. Мы работаем во всех основных горячих точках – в Сирии, Колумбии, Афганистане. Но мы не спешим прийти в горячую точку, чтобы описать происходящее событие. Мы приходим позже, и проводим аналитическое исследование".

Как пояснила Фрейзер, сотрудники Международной кризисной группы приняли решение начать работу на Северном Кавказе после того, как почувствовали, что правительство России ищет новые подходы к проблемам в этом регионе.

Но продолжим обсуждение  доклада «Северный Кавказ: сложности интеграции (III): экономический и социальный императивы», которым авторы предлагают ряд мер. Так они считают необходимым российским властям и местным элитам усилить свою деятельность сразу по нескольким направлениям:

  • во-первых, назрела необходимость отказаться от жестокости в борьбе с подпольем;
  • во-вторых, выборный процесс на Кавказе должен быть свободным и конкурентным;
  • в-третьих, добиться подотчетности и прозрачности избранной власти.

Вдобавок и это главное, требуется незамедлительно положить конец безнаказанности, коррупции среди чиновников, разного рода бюрократическим злоупотреблениям и повысить качество государственных услуг.

Докладчики считают, что именно благодаря существующему социальному неравенству, коррупции, разрушающей социальные институты на Северном Кавказе, здесь процветают исламистские и джихадистские настроения.

По мнению экспертов, щедрое финансирование экономики и социальной сферы региона из федерального центра не принесло ожидаемого эффекта. Постоянные вливания пользы не принесли, напротив, «средства расхищались, зачастую только подпитывая конфликт». По-прежнему в регионе не хватает рабочих мест, население пытается решить проблему через самозанятость или трудоустройство в неофициальной экономике. «Недовольство вызывают крупные проекты, такие как строительство ГЭС, заводов или курортов, в случае если они недостаточно продуманы и в про­цессе реализации могут привести к разрушению существующих форм хоз­яйст­во­вания и нарушению национального и экономического баланса». В этой связи Сокирянская и Пахоменко подчеркивают роль целевой поддержки малого бизнеса, особенно в много­нацио­наль­ных районах с высокой безработицей. А также значение улуч­шения со­циаль­но-экономических условий в горных районах востока Север­ного Кавказа, недостаточно развитых, где зачастую и действуют группы боевиков.

Особое внимание заостряют докладчики на качестве жизни в республиках Северного Кавказа, его уровень они определяют как намного худший, чем в других субъектах России. Критике экспертов подвергается и состояние предоставляемых государством услуг, таких как отопление, водо- и электроснабжение, а также уровень медицинского обслуживания, образования. Недостаточное развитие инфраструктуры субъектов проживания не справляется с перегруженностью, вызванной высокой рождаемостью.

В регионах и сегодня сохраняется острая нехватка поликлиник, больниц, школ и детских садов, сказывается отсутствие профессиональных медицинских и педагогических кадров.

Главным фактором, который называют эксперты Кризисной группы, являющимся основной причиной такого положения дел - коррупция на всех уровнях государственного управления. Именно благодаря этому фактору существует и развивается подполье.

«За взятки можно купить почти все, включая дипломы, медицинские справки, должности, водительские права. Коррупция и семейственность цементируют правление региональных элит, чье главное достоинство — лояльность федеральному центру. Из-за этого среди граждан растет отчужденность по отношению к государству, и они начинают искать альтернативы, в том числе в идеях исламского государства и джихада», - приведено в докладе. Причём правозащитники подчеркивают, что основная часть денег к боевикам в последние годы поступает за счет вымогательства у чиновников и бизнеса, связанного именно с государственным сектором.

Согласно утверждениям доклада, решение социально-экономических проблем в регионе невозможно без системной борьбы с коррупцией. Иначе разочарование людей создавшимся положением вещей будет и далее продолжаться, оставаясь главной движущей силой конфликта. Сегодняшняя ситуация на Северном Кавказе выглядит гораздо более драматично, чем по России в целом, хотя перечисленные проблемы существуют и в других её регионах. Здесь исламистами, по мнению экспертов Кризисной группы, населению предлагается альтернативная концепция государственности. Используя социальные проблемы жителей СКФО в своих целях, они предлагают создание государства, которое будет жить по законам шариата и обеспечивать большую социальную справедливость.