Войти
A+ A A-

Низкая инвестпривлекательность республик СКФО очерчена кругом проблем

Итоги 2014 года показали низкий уровень инвестиционной привлекательности всех республик Северо-Кавказского федерального округа, о чём свидетельствуют данные рейтинга эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов РФ в создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

В данном рейтинге, опубликованном Минэкономразвития РФ, Кабардино-Балкария и Ингушетия занимают первые места в списке субъектов с низким уровнем развития инвестиционной привлекательности. Чеченская Республика и Карачаево-Черкесия заняли 12-е и 13-е места соответственно. Северная Осетия на 18-м месте, Дагестан занимает 22-е место среди регионов с низким уровнем социального развития.

В то же время, несмотря на низкий рейтинг в графе таблицы с низким социально-экономическим развитием, в 2014 году некоторые регионы СКФО улучшили свои позиции. В частности, с 13-го на первое место поднялась Кабардино-Балкария, с третьего на второе - Ингушетия. Что касается Чечни, она напротив, снизила свои позиции сразу на пять пунктов - с седьмого на 12-е место, Карачаево-Черкесия с шестого - на 13-е, Северная Осетия опустилась с 16-го на 18-е место, Дагестан с 18-го на 22-е место.

Надо отметить тот факт, что единственным субъектом СКФО не попавшим в список низкой инвестпривлекательности является Ставропольский край, занимающий в таблице рейтинга место среди субъектов со средним социально-экономическим развитием. В 2014 году его позиция даже улучшилась на шесть пунктов - с 20-й строчки край поднялся на 14-ю в рейтинге развития инвестиционной среды.

Основными проблемами, по которым республиками СКФО частично утрачена привлекательность для инвесторов, названы: безработица, низкий уровень квалификации кадров, недостаточное внедрение стандартов деятельности органов власти на местах по созданию инвестиционного климата. К примеру, в Чечне доля высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных кадров занимает менее 25%. Вдобавок наряду с Ингушетией и Республикой Тыва в Чечне безработица находится на критичном уровне. По Карачаево-Черкесии внедрены всего 2 элемента из стандарта деятельности органов исполнительной власти в обеспечении благоприятного инвестиционного климата.

Нельзя отбрасывать и позитивные моменты. Так, в Чечне отмечается улучшение инвестиционного климата в строительстве. Республика занимает 1-е место среди российских регионов по времени получения разрешения на строительство - данный показатель здесь составил 56 дней. Ингушетия, Дагестан и Карачаево-Черкесия занимают лидирующие позиции по срокам технологического присоединения к электросетям - всего 17, 43 и 50 дней соответственно.

Среди республик СКФО, три вошли в список регионов с самым низким уровнем развития сферы государственно-частного партнерства. Из них - Чечня заняла 79-е место по списку с показателем 13%, Карачаево-Черкесия - 81-е место с показателем 10%. А в Ингушетии процент предприятий, организованных по принципу государственно-частного партнерства, и вовсе составил всего 6% - это последнее место в России.

Для справки отметим, что показателями в оценке эффективности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий в предпринимательской деятельности, служат 13 параметров. К ним, в частности, относятся:

  • сроки, установленные для получения разрешения на строительство и число процедур, необходимых для этого;
  • сроки и объем процедур для технологического присоединения к электросетям;
  • прирост доли по автодорогам, которые соответствуют нормативным требованиям;
  • доля муниципальных образований с утвержденными документами территориального планирования.

В рейтинге также учитывался:

  • уровень безработицы;
  • удельный вес высококвалифицированных кадров в общей численности квалифицированных работников;
  • рост реальной заработной платы.

Критериями состояния инвестиционного климата отмечены:

  • уровень развития государственно-частного партнерства;
  • прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • количество внедренных элементов Стандарта инвестиционной деятельности и другие параметры.

В 2015 году методология рейтинга расширена и включает в себя уже около 50 показателей по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства».

В рейтинге оцениваются усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Основная часть показателей будет формироваться путем опросов региональных предпринимателей. Всего запланировано опросить более 50 тыс. предпринимателей по всей стране и до 3 тыс. экспертов, с целью получить взвешенную оценку качества институциональной среды в своих регионах.