Войти
A+ A A-

В Ингушетии выявлены злоупотребления в ходе реализации ФЦП

В Ингушетии прокурорской  проверкой выявлен целый ряд злоупотреблений при строительстве объектов стекольного завода, онкодиспансера и общежития для школы-интерната. В итоге из-за вскрытых финансовых нарушений ФЦП развития Ингушетии оказалась под угрозой срыва.

Согласно информации газеты "Известия", в начале 2014 года в Ингушетии управлением Генпрокуратуры по СКФО проведена проверка, в результате которой выявлен ряд грубых нарушений при использовании бюджетных средств, предназначенных для реализации федеральной целевой программы (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы". Как оказалось на самом деле готовность большинства объектов, находящихся, согласно отчетам ингушских чиновников, в стадии завершения, оказалась таковой только на бумаге. В действительности же, согласно материалам проверки, значительные средства были отражены как освоенные, однако работы не были выполнены, что предполагает хищение денежных средств и ставит под угрозу само выполнение ФЦП.

Основные претензии прокуроров вызваны отчетностью по строительству стекольного завода в селе Сагопши Малгобекского района, который федеральным правительством в октябре 2013 года внесен в перечень госгарантий РФ. Его объекты возводит ООО "Артис", до сих пор так и не сдавшее два своих предыдущих проекта, хотя все сроки вышли еще в 2012 году. Как свидетельствуют показатели отчетов ООО "Артис", стекольный завод в Сагопши готов на 86%. Однако же, как указывается материалами проверки, врио главы Минстроя республики Рашид Цуров предоставил другие данные, по которым для завершения строительства объекта потребны еще 33,5 млн рублей, которые на сегодняшний день в республике отсутствуют. Указанная сумма, по утверждению Цурова, будет выделена из республиканского бюджета при его будущей корректировке.

Ранее строительная компания уже была замешана в подобном скандале - из средств ФЦП "Юг России 2008-2013" на сооружение объектов завода было затрачено 30 млн рублей, при этом оплаченные работы не были выполнены. В результате государству нанесен многомиллионный ущерб, за что тогдашнего руководителя компании привлекли к судебной ответственности.

В то же время компанией освоены более 951 млн рублей, выделенные на строительство инфраструктурного кластера по добыче сырья для стеклянной тары, выпуск которой планировался на зависшем стекольном заводе в Сагопши, а также инфраструктуры завода по розливу минеральной воды в селе Средние Ачалуки в том же районе Ингушетии.

Надо отметить, что в конце апреля текущего года с рабочим визитом в Ингушетии побывали замминистра Минрегионразвития РФ Василий Копылов и представители нескольких департаментов этого ведомства. Совместно с чиновниками ингушского правительства, как утверждается на сайте министерства строительства Ингушетии, делегацией были проинспектированы 12 строящихся объектов в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Ингушетии 2010-2016" и ФЦП "Юг России". В этом списке указано также строительство стекольного завода в Сагопши, но у высоких чиновников Минрегиона претензий к Минстрою Ингушетии тогда не возникло. Более того, на официальном сайте ингушского Минстроя 28 апреля сказано: "Представители Минрегионразвития остались довольны проделанной министерством строительства Ингушетии работой и отметили, что темпы развития Ингушетии соответствуют планам ФЦП".

Прокуроры проверили готовность и по другим проектам, и как сказано в результатах прокурорской проверки, они также не выдерживают никакой критики. Сообщение касается строительства онкологического диспансера, общежития для школы-интерната в Назрани и создания инженерной инфраструктуры в микрорайоне Северный Ольтиевского округа Назрани, возводимых в рамках двух ФЦП. Ввод указанных объектов в эксплуатацию должен был состояться еще в 2013 году, однако до настоящего момента этого так и не случилось.

В этой связи, пресс-служба Минрегиона информировала, что ингушские коллеги, мягко говоря, отчитались с учетом будущей стопроцентной технической готовности онкологического диспансера, вводе в эксплуатацию общежития на 240 койко-мест для школы-интерната № 1 в Назрани, а также полном окончании работ по созданию инженерной инфраструктуры в Ольтиевском районе и готовности к вводу его в эксплуатацию.

Пресс-служба правительства Ингушетии и вовсе не смогла предоставить "Известиям" оперативный комментарий по вскрытым нарушениям.

В то же время помощник-советник главы Ингушетии Магомед Аушев заявил, что ещё в начале строительства стекольного завода, стартовавшем при прежнем руководстве республики, возникли проблемы. Однако нынешнее руководство, сказал он, намерено довести этот проект до завершения.  Как отметил Аушев "Этот объект строился при прежнем руководстве, и его строительство было заморожено еще в самом начале. Но позже мы нашли инвестора, который, сотрудничая с нами в рамках государственно-частного партнерства, взялся за этот проект. В прошлом году государство перечислило на этот объект 500 млн рублей по программе "Юг России", также перечислил свою часть и инвестор. Кроме того, для обеспечения объекта сырьем было начато строительство трех горно-обогатительных комбинатов: двух - в населенном пункте Гойберд-Юрт и одного - близ города Карабулак. По выбранной схеме государство должно строить к ним инфраструктуру, а инвестор - сам комбинат. У нас многие инвестпроекты реализуются по этой схеме. Мне известно, что в этом, как и в прошлом году, строительство проекта активно ведется. И есть основания полагать, что объект будет построен".

По словам бывшего замглавы администрации экс-президента Ингушетии Мурата Зязикова - Мовлатгирея Дзагиева, завод до сих пор так и не работает. "Хищения были, но насчет их объема я сказать затрудняюсь. Этот объект был начат еще в 2008 году, и даже был возведен один корпус как-то так. О состоянии объекта на этот день в плане строительства я затрудняюсь ответить, но точно знаю, что он не работает".

По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, прокурорские проверки связаны с созданием Министерства по делам Северного Кавказа, для которого сегодня важно ревизовать результаты госполитики, проводимой в регионе в целом и каждой республике в отдельности при прежнем полпреде. Как подчеркнул Ремизов: "В данном случае, думаю, новая, более жесткая политическая линия обусловлена необходимостью новой вехи экономической политики. Прежняя доказала, что без жесткого контроля там ничего не сдвинется. Идея, с которой пришел Александр Хлопонин - делать там большие проекты на гарантированные государственные деньги, не сработала. Есть проблема недобросовестности освоения средств. И они меняют пряник на кнут".