Войти
A+ A A-

Крупный бизнес в РФ, несмотря на пандемию – процветает, чего не скажешь о малом

Крупному бизнесу в РФ никто не мешает развиваться, ситуация признана хорошей, как в 2020 году, так и в 2021-м. Об этом сообщил доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук ВШЭ, главный экономист «Эксперт РА», Антон Табах. Тем самым он подчеркнул итоги проведенного опроса, показавшего, что в РФ до минимума упал уровень пессимизма крупного и среднего бизнеса.

По мнению этого эксперта: «У крупного бизнеса все было хорошо и в прошлом году (кроме пассажирского транспорта), и в этом неплохо, разве что рост издержек беспокоит. У «большого» среднего, попавшего в оптику опроса, тоже. Малому бизнесу сложнее — сфера услуг отстаёт. Мировая экономика движется вперёд, соответственно, у экспортеров и их цепочек поставок все хорошо. Госрасходы тоже на уровне, а у нас государство и госкомпании - крупнейшие заказчики», - заявил Табах.

В то же время другой эксперт - общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей индустрии красоты, учредитель федеральной сети салонов маникюра и педикюра, член «Партии роста» Нина Литвинова полагает, что в России практически всем видам бизнеса удалось установить контакт с властью. Она считает верными данные исследования, показавшие, что в РФ минимизировался уровень пессимизма российского бизнеса.

По её словам: «Действительно у бизнеса, как у малого и среднего, так и у крупного, есть поводы для оптимизма. Практически всем видам бизнеса удалось установить контакт с властью. И этот контакт подтверждается не просто участием в каких-то встречах и обсуждениях, а в уже реальных действиях, когда отраслевые объединения убеждают и объясняют необходимость различных изменений».

И что важно - изменения, как подчеркнула эксперт, не просто выслушиваются, а реализуются в нормативных актах. «Как предприниматели мы можем наблюдать сейчас два примера. Первый - это возможность частичного возврата средств за услуги фитнес-индустрии (налоговый вычет), что является поддержкой здорового образа жизни и самой отрасли. Второй пример из ресторанной индустрии - сейчас на уровне документов складывается возможность провести тест с льготным режимом и отменой НДС для части рестораторов. Это огромный шаг, который подтверждает, что диалог с государством возможен, если вы аргументируете свою позицию, объясняете и отстаиваете её», - подчеркнула Литвинова.

В то же время нельзя не отметить инициативу об ограничении работы в РФ торговых сетей в ночное время и в выходные дни, которую не поддерживают предприниматели. Об этом завила доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Майорова. Данная инициатива озвучена одним из сенаторов Совфеда.

Скажем так новость вчерашняя, а сегодня в столице обострение ситуации с коронавирусом и поэтому эта идея уже воплощается на уровне местной власти. Разумеется, недовольны и торговые сети, и покупатели. А что делать? Наверняка в долгосрочной перспективе инициатива сенатора не получит серьезной поддержки даже у малого и среднего бизнеса, у которого есть проблемы более важные, чем время работы сетевых магазинов.

«Но если допустить такой маловероятный сценарий, то цены, скорее всего, возрастут, так как любые проблемы в торговле так или иначе в итоге решаются включением расходов в цену товаров. Кроме очевидных проблем, появится вопрос с кадрами. Сотрудники, работающие ночью и по выходным, станут ненужными и, как следствие, безработными. Будут недовольны потребители, привыкшие совершать покупки в нерабочее время», - подчеркнула Майорова.

Она также уверена в том, что малому и среднему бизнесу сложно конкурировать с крупным, в то же время было бы логично двигаться в другом направлении. «Надо не ограничивать крупный, а способствовать развитию малого. В конце концов, значение торговых сетей для экономики и социальной сферы отрицать невозможно».

Это мнение сенатора всерьез обсуждается в то время, когда в Москве вводятся серьезные ограничения из-за пандемии, но если в России торговым сетям запретят работать по ночам и в выходные дни, то это может привести к росту цен и увеличению объема продаж.