Войти
A+ A A-

Дагестан, Ингушетия и Чечня остаются в списке высокодотационных

Три республики СКФО продолжают оставаться в списке высокодотационных субъектов Российской Федерации. Это Чечня, Дагестан и Ингушетия, которые наряду с еще пятью регионами России (Республикой Алтай, Тувой, Камчатским краем, Крымом и Севастополем), в доходах которых дотации из федерального бюджета превышают 40%.

В этих субъектах до настоящего времени имеется ряд серьезных проблем с формированием и исполнением бюджетов, отсутствуют конкретные цели социально-экономического развития и действенные механизмы их поддержки. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты РФ на прошедшей коллегии под председательством Татьяны Голиковой, сообщили в пресс-службе этого ведомства.

На коллегии подверглись анализу вопросы соблюдения высокодотационными субъектами РФ условий соглашений с Минфином России, рассмотрены меры повышения эффективности в использовании бюджетных средств, а также увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов.

При этом были сделаны неутешительные выводы. Объемы поступлений собственных доходов относительно показателей двух предыдущих лет снизились, при росте госдолга. Республики всё также отстают в экономическом развитии от других российских регионов, высока зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета.

Коллегия назвала несколько причин у такого положения дел:

Во-первых, при составлении прогнозов по доходам регионы устанавливают завышенные бюджетные назначения, не учитывающие фактически сложившуюся налоговую базу предыдущего периода и социально-экономические изменения. В результате, исполнение прогнозов по доходам становится нереальным.

К примеру, прогноз по доходам, администрируемым налоговыми органами на 2015 год в Дагестане, был установлен с темпом роста к фактическим поступлениям 2014 года в размере 113,2%, а в Чечне — 110,1%. А фактически план по доходам оказался неисполненным в Дагестане на 17,8%, в Чечне на 12%.

Во-вторых, не проводятся в жизнь на должном уровне меры, предусмотренные для расширения налоговой базы. В-третьих, нет надлежащего контроля над созданными органами власти предприятиями, что приводит к накоплению у тех значительных сумм задолженности. А взыскание их практически не представляется возможным из-за вывода активов подведомственных предприятий самими органами исполнительной власти.

В-четвертых, недостаточно эффективной является работа по взысканию задолженностей, выявляемых налоговыми органами по результатам выездных проверок. Огромные суммы доначислений при этом не доходят до бюджетной системы РФ, а списываются как невозможные к взысканию по итогам проведенной процедуры банкротства. Так, в Дагестане списано около двух миллиардов рублей только по одному банкроту - ООО «Ликеро-водочный завод «Кизляр».

В 2015 году во всех высокодотационных регионах отмечены нарушения условий по соглашениям с Минфином РФ. Причинами тому в Счетной палате считают не только низкую исполнительскую дисциплину, но и необъективность условий соглашений и установленных в них показателей. Также имеют место неэффективные меры, применяемые Минфином при невыполнении условий соглашений.

Для примера, в Ингушетии на 2015 год был утвержден бюджет с дефицитом, превышающим предельный размер. По данному нарушению региону были снижены дотации на значительную сумму.

Ранее в числе высокодотационных состояла еще одна северокавказская республика - Карачаево-Черкесия. Однако по результатам 2015 года КЧР удалось покинуть список субъектов, дотации которым из федерального бюджета превышают 40%.

Для сведения добавим, что для выравнивания бюджетной обеспеченности в 2016 году субъектам Северного Кавказа было выделено 112 млрд рублей. Их них большие вливания получил Дагестан - 46,7 млрд рублей, что является и самой большой суммой по России. Чечня получила почти 22,2 млрд рублей, Ингушетия - около 9,3 млрд рублей.