Турецкие и другие предприниматели намерены реализовать крупные проекты в СКФО. Наши где?
- Опубликовано в Экономика
О благоприятном инвестиционном климате, выгодном месторасположении Ингушетии говорили в ходе встречи главы республики Юнус-бека Евкурова с представителями ассоциации русских турецких организаций "Деловое сотрудничество" (RUTID) в Магасе. Принято решение о начале реализации в Ингушетии крупного логистического проекта турецких предпринимателей.
По словам Евкурова: "Ингушетия готова создать необходимые условия турецким партнерам для реализации проекта в сфере логистики, этому будут способствовать благоприятный инвестиционный климат и выгодное месторасположение».
Как отметил глава республики, предлагается совместное развитие швейного производства, расширение выпуска полимерной продукции на базе уже существующего завода "Полимер", запущенного в регионе в минувшем году.
Советник посольства Китая в России Хан Вей заявил, что Ингушетия станет образцом развития российско-китайских отношений. Подписано соглашение, которое предусматривает модернизацию старых нефтяных скважин, расположенных на территории республики, разработку нефтяных месторождений, строительство и совместное использование угольных электростанций. Китайского партнера Ингушетии в энергетической отрасли привлекает ключевое положение республики, расположенной в зоне сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути.
Ранее состоялась бизнес-миссия Евкурова в Египет, где инвесторы также выразили готовность сотрудничать с Ингушетией по поставкам в их страну муки, минеральной воды, со своей стороны Египет готов наладить обмен фруктами, в частности, ягодами и яблоками.
Сразу в трех регионах Северного Кавказа - Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках создается китайский автокластер - особая экономическая зона «Черкесск-Аргун-Ставрополь», соглашение об этом ратифицировано тремя главами регионов. Китайские инвесторы в последние годы проявляют значительный интерес к развитию промышленности и АПК на Северном Кавказе, в республиках СКФО.
К инвестированию проектов в Чечне присматривается Саудовская Аравия и другие страны ближневосточного региона.
Это в первую очередь свидетельствует о растущем доверии иностранных инвесторов к руководителям этих субъектов СКФО, предлагаемым долгосрочным и привлекательным для бизнеса инвестиционным программам.
А что же наши российские олигархи? Где их системные вложения в развитие столь привлекательного для инвестиций региона? Почему в основном финансирование и софинансирование программ развития северокавказских республик осуществляется из государственного бюджета РФ?
Не этот ли фактор сегодня является основным тормозом в развитии и процветании СКФО. Все прекрасно понимают, для того, чтобы республикам получить средства из бюджета на определенные программы проходят годы. Иногда, даже очевидно выгодные проекты зависают на согласованиях в чиновничьем аппарате. По разным причинам, в том числе неудовлетворении личной выгоды согласующей стороны.
Ни для кого не секрет, что и сегодня республики Северного Кавказа являются высокодотационными регионами, куда ежегодно поступает весьма значительный объем средств из федерального бюджета. Выделяемые огромные средства находятся в зоне пристального внимания криминальных структур. Хищения и нецелевое использование государственных и муниципальных средств, иные преступные манипуляции с ними, связанные со злоупотреблением должностными лицами служебным положением, оказывают крайне негативное влияние на экономику региона. Правоохранительные и контролирующие органы не всегда успевают предотвратить нецелевое использование средств. А показатели по возврату украденных или растраченных средств пока незначительны.
А кто сегодня назовет общую сумму средств, выделенных из бюджета страны, и расхищенных в республиках СКФО за пять лет с момента создания округа 2010 – 2014 годы. Реальную официальную цифру по согласованным программам финансирования. Это по минимальной оценке - десятки миллиардов рублей ежегодно.
Так в 2010 году по данным Счетной палаты, более 18 млрд рублей, около 10% от общего объема выделенных средств, были потрачены с нарушениями. Из 2,5 млрд рублей, похищенных из бюджета СКФО в 2011 году, по данным генпрокуратуры РФ, вернуть удалось лишь 2,8% (69 млн рублей).
Проверка, проведенная в отношение клиентов Ингушских коммерческих банков «Сунжа», Рингкомбанк и Спецсетьстройбанк показала функционирование «теневых» финансовых схем, направленных на обналичивание похищенных бюджетных средств. По сведениям МРУ Росфинмониторинга по СКФО, общий объем обналиченных бюджетных средств только в этих трёх банках составил порядка 8,8 млрд рублей. Данные приведены из Пресс-релиза МРУ Росфинмониторинга по СКФО «Об основных итогах работы МРУ Росфинмониторинга по СКФО в 2014 году и основных задачах на 2015 год».
С начала этого года только в одном Дагестане расследуются дела (закончены расследованием, переданы в суд) о хищениях бюджетных средств более трёх млрд рублей, о чём можете прочитать в сообщениях на сайте http://planfox.ru/incidents.
Вот и получается, мало того, что сроки реализации проектов длинные с привлечением госбюджета, так ещё часть средств разворовываются.
Совершенно другое дело - привлечение частных инвестиций, здесь и спрос другой. Но всё же какова причина тому, что российские нувориши не вкладывают свои огромные средства массово в инвестпрограммы на территории СКФО. Не доверяют тем же чиновникам? Это - во-первых, однако причин чтобы не развивать регионы СКФО можно создать великое множество. И длительные согласования проектов, и урегулирование земельных отношений, и распределение прибыли, и повышенные проценты откатов, и т.д. и т.п. А ещё лозунги типа: «Хватит кормить Кавказ»!
Тогда напрашивается вопрос, а с иностранными инвесторами-то почему те же самые вопросы решаются проще, по крайней мере, ускоренными темпами - какой фактор здесь преобладающий? Может разобраться с ним всеми заинтересованными ведомствами.
Надо понимать - приход в регион иностранных инвесторов не всегда связан для них простым извлечением доходов от вложенных средств. Тем более всё не так просто и для населения регионов. Это и привнесение чуждой российскому обществу идеологии, религиозных догматов, движений, прямая вербовка сторонников в виде персонала совместных предприятий и семей, создание на территории присутствия определенного климата. Выгодного, в первую очередь, стране инвестору.
Так надо ли проявлять эйфорию в привлечении иностранного капитала на территорию России, особенно в СКФО? Может проще хорошенько тряхнуть мошну российских олигархов и заставить их инвестировать в развитие собственной страны, страны проживания, если угодно. Определиться с интересами, приоритетами, направлениями инвестиций и вперед к победе …здравого смысла. И делать это прозрачно, на высшем государственном уровне, а не в кулуарах дворцов, тем более не в криминальной подворотне.