Войти
A+ A A-

Курорты Кавказских Минеральных Вод требуют к себе державного подхода

Сегодня все больше оснований для тревоги за судьбу курортов федерального значения. Какого рода угрозы нависли над «жемчужиной» России – Кавказскими Минеральными Водами, и какие меры следует срочно предпринять пока еще не поздно. Об этом сообщил заместитель председателя комитета Думы СК по природопользованию, экологии, курортно-туристической деятельности, руководитель депутатской группы «Кавминводы» Виктор Вышинский.

О проблемах курортов Виктор Николаевич знает не понаслышке. Несколько лет он возглавлял администрацию КМВ. "Лечебная база КМВ уникальна, другой такой нет в мире. Ни один мировой курорт не может сравниться с потенциалом нашего курорта. Важнейшее его достоинство - многопрофильность. Приезжают люди на колясках, а, выписываясь после санаторного лечения, уже ходят, хоть и с палочкой. Уникальными возможностями располагают здравницы КМВ для лечения сердечнососудистой, мочеполовой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата. Грязи и воды совершают чудо. На площади более пяти тысяч квадратных километров по действующим классификациям насчитывается более 30 наименований минеральных вод. Это используемые с начала освоения курортного региона, всемирно известные Ессентуки-4, Ессентуки-17, кисловодские и пятигорские нарзаны, вода из Славяновского и Смирновского источников в Железноводске. Богатый конгломерат бальнеологических факторов сформирован трудом поколений талантливых гидрогеологов. Однако сегодня всех этих даров природы мы можем лишиться, если не принять вовремя правильных решений.  Уникальное залегание горных пород в регионе Кавминвод, сложившееся в результате мощных подземных процессов, открыло доступ к бесценным подземным кладовым с целебными водами. Неслучайно человек обустроил эти благодатные места для своей пользы. Здесь лечат многие заболевания, и весьма эффективно. Сюда едут люди со всей нашей большой страны. Иногда на последние деньги. Однако ученые-курортологи давно бьют тревогу. Ситуация складывается непростая. Всерьез надо думать о сохранении бесценных природных ресурсов Кавминвод".

Как считает Вышинский предвестником беды вполне можно назвать изменение химического и газового составов минеральных вод, а также бактериальное и химическое их загрязнение. Не случайно некоторые источники сегодня закрыты именно по этим причинам. Приведем примеры. Так на Ессентукском курорте лишились минеральных вод Ново-Благодарненского участка. Это 145 куб. м/сутки таких популярных вод как Ессентуки-4 и Ессентуки-17. Чтобы обеспечить снабжение кисловодского курорта осталось менее 50% ранее разведанных и освоенных запасов минеральных вод. Пришлось изъять из системы снабжения Кумское месторождение (1335 куб. м/сутки) и Березовский участок (300 куб. м/сутки). Наблюдается дальнейшее ухудшение качества нарзана из скважин 107 и 107-Д, что обусловлено в основном необоснованно интенсивной эксплуатацией этих скважин. Сказать проще и в целом - сокращается ареал гидроминеральных ресурсов на КМВ.

К причинам надвигающейся беды, как считают многие, относится недостаточность государственного регулирования. Как сохранить гидроминеральную базу – основу курортов КМВ? Отвечая на этот вопрос, эксперт подчеркивает, что "разрушительные процессы будут развиваться и дальше, если не вернуть государственный мониторинг состояния недрам КМВ. Увы, но ряд изменений в законодательстве, которые сделали возможной децентрализацию недропользования в регионе КМВ, значительно ослабил возможности целостного комплексного и рационального наблюдения за состоянием гидроминеральной базы".

Для сведения: в начале 80-х годов прошлого века этот мониторинг был возложен на ОАО «Кавказгидрогеология» (г. Железноводск). Организация проводила работы по георазведке новых скважин для добычи минеральной воды. Также выполнялись наблюдения за состоянием подземных вод и опасными геологическими процессами. В этих целях пробурены десятки наблюдательных режимных скважин, послуживших индикаторами состояния гидроминеральной базы. Причем высокий уровень квалификации работников позволял делать анализ профессионально и качественно. Но в 2011 году ОАО «Кавказгидрогеология» отказалось принимать участие в конкурсе на проведение государственного мониторинга. Причиной стало то, что для качественного выполнения работ, средства выделенные государством, было явно недостаточны. Нашелся другой исполнитель, которого не остановил факт отсутствия должной специализации и отсутствия в его распоряжении сети наблюдательных скважин. Что и не позволило в дальнейшем выполнить задачу достойно.

Новый исполнитель, по сути, работал по имеющимся статистическим данным, собирая сведения от недропользователей - кем и сколько добыто минеральной воды. Подобного рода отчет за небольшие средства составить вполне возможно, вот только объективность данных вызывает сомнение. Ведь бизнес, изначально нацеленный для извлечения наибольшей прибыли, не может быть заинтересован в предоставлении правдивых данных. Тем более когда, в сборе данных не задействованы специалисты-гидрогеологи. Поэтому установить, имеет ли место необоснованное завышение выкачки недр, ставшее причиной снижения минерализации воды, может только объективный мониторинг. Вдобавок, сеть пробуренных ранее скважин, на которую были затрачены по десятку и более миллионов рублей, нуждается в ежегодном профилактическом обслуживании. Если эта инфраструктура будет загублена, ситуация рано или поздно выйдет из-под контроля и обернется серьезными техногенными сбоями, а то и катастрофой.

На сегодняшний день в регионе насчитывается более 20 аварийных скважин глубиной от 70 до 3 тысяч метров, из которых девять - в опасном, особо критическом состоянии. Специалисты не без основания полагают, что они наносят серьезный ущерб гидроминеральным ресурсам, создают опасность возникновения экологической катастрофы на основных месторождениях минеральных вод – Нагутском, Железноводском, Змейкинском, Бештаугорском. Называется и примерная стоимость ликвидации опасных скважин – 100 млн рублей. Эти средства целевого предназначения необходимо срочно изыскать. И здесь все средства хороши - добиваться помощи федерального центра, обивать пороги ведомств, от которых зависит спасение гидроминеральных ресурсов Кавминвод. Ведь без минеральной воды и грязей (на Тамбуканском озере происходят не менее тревожные процессы, снижающие качество бальнеологической базы) курорты КМВ утратят свое значение. Не только туристы едут сюда отдыхать и развлекаться, а в первую очередь люди для лечения хронических недугов. Именно благодаря природным факторам получили помощь многие россияне, побывавшие здесь.

Счетная палата РФ оценивает государственный мониторинг недр на КМВ, как находящийся в критическом состоянии, что обусловлено значительным сокращением его финансирования и числа скважин наблюдательной сети. Чтобы проводить эффективный мониторинг ежегодно необходимо выделять не менее 10 млн рублей. Однако неоднократные обращения администрации Кавминвод, начиная с 2003 по 2012 год, к Министерству природных ресурсов РФ, Роснедрам и Росгеологии оставлены без положительных решений, только отписки. А на сегодня  так сложилось, по большому счету, и вовсе некому отстаивать интересы региона.

По данным эксперта и статистики, добычей подземных минеральных вод в регионе КМВ в настоящее время занимаются 26 недропользователей из 102 эксплуатационных скважин. И как выясняется, в их действиях явно отсутствует согласованность, ситуация год от года только ухудшается.

Как отметил Вышинский, в какой-то мере ситуация стабилизируется присутствием в регионе крупного предприятия ОАО «Кавминкурортресурсы», располагающим государственным пакетом акций (51%). Однако Росимущество уже не первый год поднимает вопрос о его приватизации, то есть продаже госпакета частным недропользователям. По мнению эксперта, это станет началом катастрофы. Потому что вложение средств в целях сохранения гидроминеральной базы бизнесменам будет невыгодно. Они в основном нацелены на получение прибыли, остальное их мало волнует.

Осуществлять контроль над природными ресурсами должно государство. Однако инициаторам передела в лице Росимущества, к сожалению, не совсем понятно, что речь идет не о продаже акций рядового недропользователя. ОАО «Кавминкурортресурсы» уже в течение многих лет осуществляются меры по сохранению природных богатств КМВ. Для этого предприятие располагает серьезным хозяйственным комплексом средств добычи, накопления, переработки, транспортировки и мониторинга природных минеральных вод. От качества его работы зависит "жизнедеятельность" 132 здравниц и нескольких десятков заводов по розливу воды. Это тысячи рабочих мест и ежегодно более миллиарда налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и что наиболее важно - сохранение природных факторов региона.

Касаясь многих сегодняшних проблем на КМВ, напрашивается вопрос: а какая структура в состоянии блюсти здесь интересы государства? Нерешенных вопросов полно не только в сфере недропользования. И для сохранения уникального природного потенциала, следует учитывать многие моменты. В первую очередь по защите охранных зон, которые потихоньку «подтачиваются» ушлыми предприимчивыми людьми. Курортные зоны застраиваются непрофильными объектами, жильем, не связанными с регулированием антропогенной нагрузки, и формированием достаточной инфраструктуры в целях развития курортов и комфортного проживания местного населения.

Есть много мнений по этому поводу, Вышинский полагает, что "отдать решение острейших проблем на откуп муниципалитетам, входящим в агломерацию КМВ, – это не выход. Им сложно выйти на федеральный уровень, чтобы справиться с нарастающим комплексом нерешенных вопросов, стратегически важных для сохранения курорта. Раньше успешно этим занималась команда администрации КМВ, руководитель которой не случайно назначается Указом Президента России. И сегодня, хоть и в усеченном виде (штат сокращен с 36 до четырех человек), ведомство сохраняется только по одной причине: его ликвидация – полномочия Правительства РФ. А такого решения федеральная власть не принимала. Если структуру восстановить в том составе, в котором она действовала еще несколько лет назад, то можно много сделать для сохранения и развития курорта федерального значения. Ведь и сегодня во многом мы живем плодами работы ее прежней команды, В частности, удалось вписаться в ФЦП «Юг России». Хотя это было очень сложно. Потому что по доктрине тогдашнего главы Минрегиона войти в нее могли только республики Северного Кавказа. В результате удалось немало сделать для развития инженерной инфраструктуры КМВ. Федеральной целевой программой по обеспечению ядерной и радиационной безопасности предусмотрено финансирование работ по рекультивации отвалов и штолен на горах Бештау и Бык. В частности, в 2013-2015 гг. на эти цели намечено выделить 259 млн рублей. В прошлом году выполнено необходимых работ на 38 млн рублей".

Надо отметить также, что в Стратегии развития КМВ до 2020 года, разработанной администрацией Кавминвод, содержатся подробные действия в среднесрочной и долгосрочной перспективе по основным стратегическим направлениям, вплоть до объектов, которые следует ввести в действие. Для того чтобы программа не осталась на бумаге, надо профессионально и без проволочек готовить необходимые документы для включения региона в целевые федеральные программы по самым различным направлениям. В первую очередь это касается модернизации здравоохранения, инфраструктурных проектов, природоохранных мероприятий.

И здесь, по глубокому убеждению этого эксперта, не откладывая в долгий ящик необходимо решать вопрос о восстановления администрации Кавминвод в ее работоспособном виде. С Вышинским можно поспорить на эту тему, но упраздненная практически структура немало сделала для сохранения природных ресурсов курорта и его развития. Жаль, что своевременно не придали большей эффективности ее работе, все сводилось больше к чиновничьим играм и окрикам.  Сегодня вполне созрел вопрос сохранения специалистов, спрос на которых имеется и в других регионах, располагающих курортными территориями. Или вот еще такая проблема, связанная с ликвидацией «белых пятен» на законодательном поле. Сделать так, чтобы не выпадали объекты курортов из особо охраняемых зон, как это случилось с кисловодским парком. К сожалению, сегодня многие федеральные нормативные акты, касающиеся курортов, нуждаются в актуализации. Доходит до абсурда - есть документы, в которых курорты КМВ обозначены, а есть такие, где о нас вовсе забыли.

Все объекты инфраструктуры федерального курорта КМВ расположены на территории Ставропольского края и не случайно. Правительством РФ возложена ответственность за сохранность, рациональное использование и развитие этой территории на структуры губернатора, одной из них является администрация Кавминвод. Значение курорта как общероссийского, придает дополнительные инструменты целям ресурсосбережения и благоустройства этого уникального региона. Надо только эффективнее использовать приданные возможности для процветания Кавминвод. Врио губернатора Владимир Владимиров, склоняется к необходимости сохранения государственного контроля над эксплуатацией уникальных природных богатств КМВ. Экономический потенциал КМВ и далее послужит благу Ставрополья. Но это станет возможным лишь в том случае, если удастся сберечь всё то, что нам подарила природа.