Новая Федеральная контрактная система поставит заслон "откатам"
- Опубликовано в Экономика
Президент Владимир Путин подписал Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым с 1 января 2014 года заменят знаменитый 94-й ФЗ.
И надо отметить - это давно ожидаемый документ, который очень долго обсуждался и принимался. Споры вокруг него не утихали на федеральном уровне около трех лет. Основной вопрос, возникающий с принятием данного Закона - что отечественная реформа госзакупок, запущенная в 2005 году, так и не принесла ожидаемых результатов? Этот вопрос был адресован постоянному автору рубрики "Законный интерес" – руководителю популярного на Ставрополье "Юридического агентства СРВ" - Р. Савичеву.
По его словам: "не хочется делать глобальных выводов об эффективности реформы, для этого нужна статистика, но то, что она не из числа самых удачных, можно судить уже по тому, насколько за последние годы укоренилось слово "откат" в обиходе бизнес-сообщества. И, к сожалению, это слово стало неизменно ассоциироваться у всех с госзаказом. Да и тот факт, что подавляющее большинство конкурсов в стране на всех уровнях проводится несправедливо, зачастую с заранее известным победителем, уже неоднократно был признан руководством страны. Как и то, что назрела необходимость кардинальных шагов по искоренению столь явного источника коррупциогенности".
Ожидается, что теперь на смену сложившимся порядкам придет федеральная контрактная система, располагающая, судя по закону, большим числом настроек и различными фильтрами. Однако судить о том, насколько плох или хорош принятый закон, уместно будет лишь по прошествии определенного отрезка времени. Проще говоря, потребуется время, чтобы теория вжилась в практику. А на данном конкретном этапе лишь возможно сравнивать 94-й федеральный закон с новыми нормами и проанализировать, насколько жизнеспособны новации.
Далее Р.Савичев заметил: "в частности, меня обнадеживают утверждения федеральных чиновников о том, что реализация закона о федеральной контрактной системе позволит значительно сократить коррупцию в сфере госзакупок: мол, если все нормы закона будут выполнены, то откаты станут практически невозможными".
Система госзаказа дополнена важными элементами, из которых наиболее выделяется предоставление выбора разных закупочных моделей. Как и то, что закупки будут теперь осуществляться через конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений. И лишь в определенных, строго оговоренных случаях, может быть выбран так называемый единственный поставщик. Между тем сегодня наибольший объем госзакупок производится как раз у единственного поставщика, что, по сути, рубит под корень возможность здоровой конкуренции.
Кроме этого отличия от действующего законодательства, федеральной контрактной системой предусматривается регламентация вопросов планирования закупок и контроля их эффективности. Благодаря чему она сможет охватывать весь "жизненный цикл" заказа – от планирования до полного исполнения, чему способствуют весьма жесткие системы контроля поставщиков, в их числе и финансовые.
Отмечено, что важнейшим для бизнеса является как раз этап планирования госзакупок. Знание того, что в будущем будет закупаться госкомпаниями, служит стимулом в развитии конкретных рынков и оптимизации инвестиционной деятельности. Что не означает, легкий отныне для поставщиков путь к госзаказу: среди прочего срабатывают различные фильтры, позволяющие, например, исключать возможность манипулирования на стадии закупок или отстранения от участия в конкурсах компаний, не имеющих компетенции в производстве соответствующей продукции.
Далее Р.Савичев поясняет: "на мой взгляд, должно положительным образом сказаться на экономике и то, что новый закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В настоящее время заказчики имеют право ограничивать участие иностранных производителей только по мотивам государственной безопасности. Со следующего года появятся возможности вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, но и с целью стимулирования отечественной экономики".
Кстати, в новой контрактной системе не обойтись без масштабно развернувшейся в стране информатизации. Необходима единая информационная система, размещающая информацию о планах закупок и об исполнении контрактов, содержащая реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотеку типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результаты и выданные предписания. Станет принципиально важным, что такая информация общедоступна и ее получение не потребует затрат. Потому бизнес, рассчитывающий работать в сфере госзакупок, будет пристальнее следить за формированием и развитием этой информационной системы, чтобы с момента вступления нового закона в силу, полноценно ею пользоваться. Это позволит не только находить стабильный доход, но и защищать свои права в случае ущемления интересов либо некорректных действий госорганов.
В заключение эксперт сказал: "думаю, что к теме работы федеральной контрактной системы пресса вернется еще не раз, когда закон вступит в силу. Еще раз скажу, что смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок: от запуска самой идеи, ее обоснования – для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой и сколько она стоит – до исполнения заказа. Это говорит о том, что закон сложный и требует тонкой настройки, в том числе и с помощью подзаконной нормативной документации. При этом понятно, что принятие прозрачных норм в сфере госзакупок может быть встречено сопротивлением и критикой со стороны лоббистов и чиновников, не заинтересованных в этом процессе. Хочется надеяться, что усилия лоббистских группировок в процессе предстоящего принятия подзаконных нормативных актов (таковых понадобится несколько десятков) в итоге не изменят концепцию закона".