Войти
A+ A A-

Потенциал Развития Северного Кавказа обсудили в Общественной палате РФ

На круглом столе в Общественной палате РФ эксперты обсудили возможные перспективные варианты развития Северо-Кавказского региона, передает корреспондент PlanFox.ru.

Как сообщил член ОП Валерий Фадеев, у региона есть большой экономический потенциал: "Мало кто знает, что в Дагестане есть огромный обувной кластер. Там создано 25 тысяч рабочих мест. Но про него мало что известно, поскольку производство находится в тени. Надо изыскивать технологии и развивать то, что уже есть. Почему мы говорим об экономике Северного Кавказа? Социальные проблемы невозможно решить без экономической базы. Силовыми методами искоренить сепаратизм не получится. Пока большая часть населения не будет вовлечена в экономическую деятельность, преступность будет процветать".

В рамках мероприятия представитель исследовательского центра RAMCOM Денис Соколов представил проект "Точечной модернизации территорий Северного Кавказа". По мнению эксперта, для создания прочного экономического базиса на Северном Кавказе необходимо опираться на зоны, которые уже развиваются экономически, так как именно там есть возможность создания коалиции, игроков, состоящей из лидеров религиозных организаций и представителей муниципалитетов – тех, кто заинтересован в соблюдении законов и работе судебной системы, в том, чтобы выполнения судебных решений были неукоснительными, а основные базовые институты, на которых строится экономика (институт собственности, институт защиты контрактов, наследования, зарплаты и социальной поддержки) опирались на хорошо работающую судебную систему.

"Именно местные сообщества должны стать союзниками. Первые шаги коалиции должны быть направлены на создание работающей судебной системы, на которую будут опираться базовые экономические институты", - заявил Соколов.

"Государство не должно игнорировать своих потенциальных союзников и должно максимально легитимизировать то позитивное, что несут в себе различные организации, которые действуют на территории развивающихся "очагов". Интерес, который объединяет и макроэкономику, и микроэкономику на месте для того, чтобы создавать системы коллективной безопасности, системы развитых институтов - это интерес привлечения инвестиций и развития новых технологий", - подчеркнул эксперт.

Политолог Яна Амелина охарактеризовала разговоры об отделении Северного Кавказа от России "разговорами импотентов": "Разговоры об этом не могут вести люди, которые любят свою страну. Кто за этими людьми стоит? Это выяснить несложно, и по скоординированности этой кампании понятна ее инспирированность. С какой целью эта кампания инспирируется, очень интересно. И люди, которые этим занимаются, находятся не только внутри России, но и вне ее. На Северном Кавказе нет ни общественных движений, ни религиозных организаций, которые бы поддерживали эту идею, за исключением группы радикальных исламистов, которые тоже говорят не об отделении Кавказа от России, а о преобразовании Северного Кавказа в составе РФ.

В нынешнем виде экономическая политика на Кавказе неэффективна, и ее необходимо менять. Но на Кавказе главное – не экономические вопросы. Основной вопрос – это вопрос идеологии. Зачем нужно это государство, на каких основных принципах оно видит дальше свою деятельность? Это главное, а экономика – это не базис в данном случае, а надстройка. Именно в отсутствии государственной идеологии – корень многих проблем, которые на Северном Кавказе мы наблюдаем".

Как отметил муфтий Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурад Гацалов - любые разговоры о сепаратизме являются опасными. Он заявил следующее: "Россия и Кавказ существуют вместе много столетий. Но Кавказ сто лет назад и теперь - достаточно разные вещи. Сегодня религия выступила инструментом раскачки в руках провокаторов. Для того, чтобы ситуация стабилизировалась необходима экономическая модернизация территорий. Создание, например, производственных кластеров".

"Кавказская цивилизация формирует особый человеческий тип, - считает руководитель рабочей группы ОП по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко, - так же, как русская цивилизация, или угро-финская, или тибето-бурятская цивилизация, заряженный на определенные конкурентные человеческие качества. Испокон века в России конкурировали две тенденции: первая тенденция - это формирование гражданства через формирование нации, вторая тенденция – это формирование государства через укрепление ресурсов управления. Пришло время, когда формирование гражданства становится в повестку дня. Вопрос в том, каким образом согласовать разные этнические, культурные, человеческие особенности народов нашей страны наиболее разнообразного и богатого региона как Кавказ".

По мнению эксперта, основной проблемой политической нестабильности и экстремизма на Кавказе, является то, что за 1990-е - 2000-е Кавказ превратился в зону неконтролируемого насилия (не везде, но в некоторых регионах это очевидно). "Насилия, которое позволительно всем - силовым структурам, государственным структурам, криминальным структурам, террористическим структурам. В некоторых регионах Кавказа убить человека проще, чем с ним договориться… При этом беседуешь с людьми - и люди называют имена криминальных лидеров, криминальны группировок, связанных с властью, с силовыми структурами, и говорят. Высокопоставленные сотрудники МВД или прокуратуры крышуют наркоторговлю, незаконное спиртовое производство, проституцию. Люди все знают. Мы же живем так, как будто это существует в каком-то виртуальном пространстве, в кино"- рассказал эксперт.

Комментируя утверждения о роли ислама в нагнетании ситуации в Северо-Кавказском регионе, Шевченко заявил следующее: "Это точно так же, как в Северной Ирландии обсуждать, является ли католицизм причиной того, что ИРА взорвала гостиницу в Брайтоне, погибло 240 человек, машину на улице Манчестера, погибло 54 человека, и убила кучу полицейских и военных. Почему? Потому что католическая вера неправильная? Потому что ирландцы - специфические католики-экстремисты, исповедующие особо экстремистский вариант католицизма, "католический ваххабизм"? Можно, наверное, и такую теорию выдвинуть. Мне кажется, что причина изначально была национально-социальная - угнетение католиков Северной Ирландии. Однако сегодня уже, например, один из руководителей боевого крыла ИРА, является депутатом парламента и главным борцом с терроризмом, присеем более эффективным, чем все полицейские и силовые структуры Великобритании.

Вопрос в том, как традиционную структуру кавказского общества вписать в правовое политическое реальное пространство РФ. Если мусульмане Дагестана (неважно, каких они взглядов, являются ли они последователями тарикатов или каких-то иных направлений ислама) поддерживают единое правовое поле, и заявляют об этом, и в рамках этого поля реализуют свои религиозные права, в том числе какие-то региональные особенности, мне представляется, что это решение вопроса".

"Отношения Кавказа с большой территорией России - это отношения в первую очередь адаптации человеческого фактора, это отношения восстановления экономических связей, которые были разрушены в советское время, декриминализации региона в полном смысле - декриминализации элиты региона, декриминализации силовых структур, декриминализации так называемой оппозиции, которая использует террористические криминальные методы и которая связана в некоторых регионах и с властью, и с силовыми структурами. Прекращение нелегального производства спиртных напитков, прекращение нелегального производства и транзита наркотиков. Прекращение спекуляции землей, захвата земель, вывода земель из сельскохозяйственного оборота под разными предлогами, что порождает серьезные конфликты в Ставропольском крае, например. То есть, восстановление государственного суверенитета РФ над кавказским регионом в полном объеме, демократической России - это и есть главный фактор борьбы с экстремизмом, терроризмом, бандитизмом, криминалитетом, насилием", - резюмировал Максим Шевченко.