Войти
A+ A A-

Если музыка — жизнь…

В субботу в пятигорском театре оперетты состоится событие, которое порадует кавминводских театралов встречей с мюзиклом под названием «Голая правда о короле», автором которого является наш земляк, композитор Павел Зингер. Его творчество, известноев Европе, наконец-то найдет воплощение на сцене театра родного города, любовь к которому жива в сердце автора всегда.

Павел вырос в немецкой семье. Отец Рихард Готлибович - прекрасный музыкант, играл почти на всех инструментах. Мама Алевтина Иннокентьевна, лингвист по образованию, обожала Шопена, Рахманинова. Музыкой был пропитан весь их дом. Музыкой самой разной: классической, джазовой, эстрадной...

Однажды, в четыре с половиной года, Павел услышал по радио мелодию «Варшавянки», подошел к фортепиано и почти безошибочно повторил услышанное. Родители, оценив явные музыкальные способности сына, отбросили малейшие сомнения по поводу его профессионального будущего.

В первой музыкальной школе он попал в руки Ларисы Васильевны Шелевой. Прошло немало лет, а Павел до сих пор помнит уроки своего педагога. Но вообще главной музыкальной школой он всегда считал отцовский оркестр. Рихард Зингер руководил многими музыкальными коллективами города, и сын, еще будучи ребенком, начал играть на репетициях и концертах и делать аранжировки.

После школы Павел поступил в Минераловодское музыкальное училище в класс фортепиано, к Нонне Васильевне Мельниковой. Нарабатывал технику исполнения и параллельно сочинял музыку. Молодой музыкант еще в школе написал для отцовского оркестра множество композиций, а в училище - два квартета, романсы и ряд фортепианных пьес и осмелился заговорить о Московской консерватории, мечтами о которой жил все последние годы. Разумеется, родители его поддержали, особенно отец, радовавшийся продолжению музыкальной династии.

Время обучения в Москве Павел Зингер относит к наиболее светлому и одновременно напряженному периоду своей жизни. Учился параллельно на двух факультетах: сначала на фортепианном у известного пианиста Рудольфа Керера, а позже на композиторском у знаменитого Тихона Хренникова. Трудно ли было? Очень! Например, Тихон Николаевич предпочитал систему открытых уроков, всегда превращавшихся в небольшие концерты. На занятиях постоянно присутствовало по 20-30 человек, поэтому каждое выступление было очень ответственным и проходило под прицелом нескольких десятков глаз.

После окончания консерватории - аспирантура. А в начале 90-х жизнь перешла на новый виток... Дело в том, что, еще учась в аспирантуре, Павел увлекся австрийской композиторской школой, основанной композитором Арнольдом Шенбергом. Эта новая для него 12-тоновая система композиции притягивала своей необычностью, широким спектром возможностей, и ему хотелось изучить ее лучше. Помог случай. В это время Павел работал в Центральном концертном зале «Россия» аранжировщиком. Во время гастролей по Австрии он зашел в Венскую музыкальную академию, узнал, что экзамены состоятся через месяц. Оставил для ознакомительного просмотра партитуры нескольких написанных им сочинений - концерта для скрипки и симфонического оркестра, кантаты «Литания», двух квартетов, фортепианной сонаты, других произведений. Через месяц Павлу пришло письмо: «Поздравляем! Вы приняты в Венскую музыкальную академию». В 1992 году он уехал учиться в Вену.

Для россиян, пытающихся жить за рубежом, основной проблемой становится языковой барьер. У Павла Зингера его не было. Он привык с детства слышать немецкую речь. Павлу это помогло довольно безболезненно влиться в чужую среду. Большой удачей для него стал приезд в Вену Рудольфа Керера, его московского профессора по фортепиано, которого пригласили преподавать в академию. Рудольф Рихардович познакомил Павла с другими музыкантами - скрипачами, виолончелистами, объединившись с которыми он стал играть концерты. Одновременно много и упорно занимался у руководителя композиторского отделения Венской академии Эриха Урбаннера.

Однажды Павел услышал, что солистка Венской оперы ищет пианиста, знающего русский язык. Это была знаменитая Оливера Милякович. Павел пригласил ее к себе на концерт. Оливера приехала, внимательно послушала игру музыканта и в результате предложила ему сотрудничество.

Еще одной удачей стало объявление в местной газете, в котором говорилось, что в Баденском музыкальном театре есть вакансия пианиста. Город Баден находится недалеко от Вены, в получасе езды на электричке. Естественно, что уже на следующее утро Павел отправился испытывать свою судьбу. Претендентов на новое место работы оказалось много, Павлу пришлось выдержать довольно жесткий отбор, продемонстрировать все свое мастерство, и в результате именно его взяли в театр на работу.

В Баденском театре существует замечательная традиция: на Рождество ставить произведения не заимствованные, а написанные своими авторами. Однажды руководство театра предложило Павлу написать музыку к этому особо любимому в Европе празднику. Павел согласился с большой радостью. И вскоре на сцене театра шли репетиции рождественской сказки «Белоснежка и семь гномов»... Это был его дебют в качестве театрального композитора, и, что скрывать, Павел очень волновался, переживал, благосклонно ли примет публика его работу. Но тревоги были напрасны. Постановка понравилась, имела большой резонанс и у критики, и у зрителей. С тех пор Павлом Зингером написана музыка к тринадцати мюзиклам, которые шли с успехом в Австрии.

В день премьеры Павел идет в зал, наблюдает, как люди воспринимают спектакль, смеются, сопереживают. Самой лучшей наградой для себя считает тишину в зале, когда публика замирает, не отрывая глаз от сцены.

Композитор пишет музыку в самых разных жанрах - симфоническую, камерную, вокальную, джазовую. В 2010 году Павел Зингер получил заказ на создание оперы. Композитор сразу согласился и предложил взять за основу «Прекрасной Василисы» мотивы русских народных сказок. Он постарался сделать музыку современной, но в то же время демократичной и доступной. Премьеру приняли с восторгом. И пусть эта громаднейшая работа длилась девять месяцев, но радость от успеха затмила все эти издержки. Австрийская публика рукоплескала русской сказке. В ближайшее время композитор должен начать работу над новой оперой «Ундина».

Павел Зингер много гастролирует. Неоднократно бывал с концертами в Японии, выступал в Германии, Швейцарии, Италии, Румынии, Швеции, США... Записал несколько компакт-дисков, для венецианского оркестра сделал аранжировки почти трех десятков фрагментов киномузыки таких известных итальянских композиторов, как Эннио Морриконе, Нино Рота. В этом году в Вене знаменитый Русский бал, куда приглашаются звезды российской культуры, открывался вальсом его сочинения.

Крепнут связи Павла Зингера и с российскими коллективами, он участвовал в двух последних международных фестивалях в Москве, где его композиции исполнял камерный оркестр «Времена года» под управлением Владислава Булахова. Концерты проходили в Малом зале Московской консерватории. Есть и другие совместные планы на будущее. В перспективе намечается работа с Иркутским академическим симфоническим оркестром. Музыку П. Зингера также исполнял Московский академический симфонический оркестр, где главным дирижером является Юрий Симонов.

Признание музыкальных заслуг, известность Павла радовали, окрыляли, но вместе с тем вселяли желание больше слышать свои произведения в России, и особенно в родном городе. И вот это желание сегодня нашло реальное воплощение. Ставропольский краевой театр -оперетты в лице директора и художественного руководителя Светланы Калинской, охотно поддерживающей новые интересные проекты, готовится подарить зрителям свою новую работу.

Совсем немного времени отделяет нас от того момента, когда прозвучит третий звонок и под медленно гаснущий свет в зале зазвучат первые звуки увертюры. Итак, действие начинается!

Елена Куджева.