Войти
A+ A A-

«Еврейский» чеченец или чеченский «еврей»?

Махмуд Эсанбаев

Это статья о великом (в мировом масштабе) советском (чеченском) танцоре Махмуде Эсанбаеве.
Он родился 15/07/1924 г. в селе Старые Атаги, и уже в начале 30-х ни одна чеченская свадьба, где присутствовал его отец (а он всегда брал с собою своего сына), не обходилась без танцев маленького танцора, который начал свою блистательную карьеру с 7 лет. Его танцы приводили в восторг всех. И это при том, что жители его села сами прекрасно танцевали.

Однако тот же отец не считал танцы профессией, поэтому отправил Махмуда в пастухи. Его оскорбляли старшие братья. Единственный человек, который понимал Махмуда, был рядом. Это была его мать (не родная мать, это была вторая жена отца, еврейка по национальности). Именно благодаря ей, верившей в талант сына, Махмуд прославился на весь мир.

Учась в хореографическом училище (Грозный), он одновременно танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле. Когда парню исполнилось 19 лет, он начал свои выступления  в театре музкомедии (Пятигорск). Даже во время войны он не прекращал танцевать. Его танцы видели бойцы на передовой, раненые в военных госпиталях, строители оборонительных сооружений.

Во время одного из таких танцев, его ранило в ногу. Врач её спас, но приговор был не утешительный для Эсанбаева: «танцевать вы не сможете».

В 1944 г. всех чеченцев и ингушей депортировали в Сибирь и Ср. Азию. Семья танцора обосновалась во Фрунзе (нынешний Бишкек, столица Кыргызстана). Однако мать его, не выдержав этого, скончалась, а отец тяжело заболел.

После окончания войны сюда же переехал и Махмуд, став солистом местного театра оперы и балета. Видя настойчивый труд своего сына, отец, с которым они жили вместе, извинился перед ним за то, что не разрешал ему танцевать, пряча его одежду. Повезло Эсанбаеву и с женой. После смерти матери именно она стала оказывать танцору поддержку.

До 1956 г. Эсанбаеву доверяли исполнение главных партий в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица». Когда в 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская республика (её ликвидировал Сталин в 1944 г.), Эсанбаев вернулся домой. Обратившись к народным танцам, он начал работать в филармонии.

В 1959 г. он выступил в Москве, затем гастролировал (труппа «Звёзды советского балета») по Франции и Ю. Америке. Успех был просто фантастический.

В репертуаре певца было огромное количество танце многих народов. Он исполнял танцы народов СССР: узбекский «Чабан», таджикский  «Танец с ножами», башкирский  «Воин».

В его репертуаре были южноамериканские танцы (бразильский «Макумба» и колумбийский «Бамбук»), азиатские танцы (индийский «Золотой бог» и монгольский «Охотник и орел»), танцы народов Европы (испанский «Ля-коррида») и др. Предметом особой гордости танцора являлась его папаха. Складывалось такое впечатление, что он её никогда не снимал.

Это был не только великий танцор, но и достойный гражданин, и сын своего народа.
В 1995-м году был спектакль в Большом театре в Москве. Затем состоялся фуршет, где присутствовали Лужков и несколько министров. Махмуд Эсанбаев в их присутствии проклял тех, кто разжег чеченскую войну, заявив следующие исключительно грубые, но очень точные слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну. И все, кто за это не выпьет. И все выпили».

Махмуд Эсанбаев, являясь президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, активно поддерживал строительство в столице ЧР (Грозный) здания драматического театра и цирка.
Великого танцора похоронили в Москве (Даниловское мусульманское кладбище) 07/01/2000 г.

 Намик Алимарданов