Войти
A+ A A-

Проблемы со сбытом овощей, выращенных на Ставрополье

Интересная ситуация складывается на Ставрополье. Еще несколько лет тому назад здесь был полный дефицит в свежих овощах. Поэтому в 2010 году государство выделило более 900 миллионов рублей на реализацию программы «Развитие овощеводства в Ставропольском крае на 2011-2013 годы», а министерство сельского хозяйства Ставрополья предложило проект по развитию овощеводства, выставив его на конкурс, проводимый  федеральным Минсельхозом.

Это дало свои результаты и вот в этом году в Ставрополье появились в большом количестве местные овощи. По итогам 2011 года было собрано 340 тысяч тонн овощей, что на 35% больше чем в 2010 году, а на целых 20% выросло производство картофеля. Это позволило краю выйти на самообеспеченность, даже остались излишки для продажи.

Однако теперь появилась другая проблема. Местные производители не могут продать свой товар. Есть несколько причин по этому поводу.

Во-первых, полное отсутствие спецскладов, которые позволили бы хранить овощи и фрукты долгое время. Это позволило бы продлить сроки их реализации. А в крае только приступают к созданию такого логистического комплекса. Принято начать работы в нынешнем году на территории села Ульяновка, которое расположено в  Минераловодском районе.

Здесь  планируется создание крупного агропромышленного парка. Этот парк даст возможность долгое время хранить сельхозпродукцию, перерабатывать её. Кроме того, на территории комплекса будут созданы и торговые площадки, где местные производители смогут сбыть свою продукцию.

Все это прекрасно, но ведь эти работы можно было бы начать и в 2010 году. Сейчас у местных производителей не было бы таких проблем.

Во-вторых, слабо развита маркетинговая политика в крае. Местные производители заявляют, что большинство крупных торговых сетей предпочитают торговать привозной продукцией, а к местным товарам выдвигают завышенные требования. Поэтому ставропольская продукция «пылится» где-то на задворках, теряя со временем и качество.

В-третьих, не все сельскохозяйственные ассортименты производятся в нужном количестве. Да, за последнее время ставропольские производители сельскохозяйственной продукции сделали огромную работу по внедрению в производство новейших технологий, что привело к снижению себестоимости продукции (а другого пути просто нет). Однако, например, невероятно много произведено лука, которого уже просто некуда девать. Много картофеля и арбузов, а вот огурцов и помидоров исключительно мало, а ведь они могли бы принести неплохую прибыль.

Именно данной теме и было посвящено совещание, которое прошло несколько дней назад в краевом министерстве сельского хозяйства.

Выступивший на этом совещании Анатолий Куценко, являющийся первым замминистра сельского хозяйства Ставропольского края, заявил, что выращенные овощи и фрукты принесут отдачу, если дойдут до прилавка и будут проданы. Однако со сбытом выращенной продукции сегодня настоящая беда, а такие трудности будут главной причиной для дальнейшего наращивания объемов производства.

Он сказал, что уже некоторые предприятия края сумели выйти на рынки других регионов. Это хорошо, но необходимо сделать так, чтобы интересы ставропольцев не пострадали. Нужно просто соблюдать баланс. Часть продукции продать на месте, а часть вывести за пределы края, без ущерба для продовольственной безопасности Ставрополья.

Выступившие на совещании производители заявили, что было бы отлично работать под заказ. То есть, торговые сети и перерабатывающие предприятия до начала работ дают свои заявки по производству с/х культур. Производители, зная объем работ заблаговременно, будут засевать столько гектаров той или иной культурой, сколько нужно (естественно, возможен небольшой плюс-минус). Теоретически все довольно просто, но вот практически все упирается в формальность. Закупщики и производители не могут договориться, не приходят  к единому знаменателю, всегда кто-то остается недовольным. А ведь такая практика имеется уже в  российских регионах.

И за примером далеко ходить не надо. Белореченский консервный перерабатывающий завод, расположенный в соседней Кубани, всегда до начала сезонных работ формирует сырьевой пакет по огурцам, договариваясь предварительно с производителями по конкретным объемам. Другой пример можно привести из Белгородской области. Местные торговые сети делают предварительные заказы на поставки болгарского перца и др. продукции.

Так что, если сильно захотеть, то можно решить любую проблему.

На совещании было решено тесно взаимодействовать с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли, одновременно повышая эффективность производства. А модернизация и реконструкция предприятий сейчас чрезвычайно актуальный вопрос, так как Россия собирается вступить в ВТО.